Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+2
+
+

Философские основы теоретической юриспруденции

Опубликовано:  21.11.2015 - 19:26
Корреспондент:  Тамара Геннадьевна

Философия знает два основных вида мировоззрения. Первый вид – это идеализм, который бывает объективным и субъективным. Второй вид – это материализм, который бывает метафизическим и диалектическим.

Идеализм и материализм как системы мировоззрения были открыты еще в Древней Греции Античными философами. Наиболее часто упоминаются в философской литературе Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Но было множество других представителей древнегреческой философии, которые повлияли на эволюцию «науки о бытии».

Пережив эпоху феодализма, которая называется еще Средневековьем, прославившееся тотальным клерикализмом (религиозностью), охотой на «ведьм» и еретиков, сословным неравенством и другими атрибутами, человечество шагнуло в Новую Эпоху – в эпоху буржуазных преобразований в конце XVIII-начале XIX века. Новое время – XIX век – век развития капиталистических отношений, развития экономики, колониализма, военного дела, выделения права из системы других регуляторов общественных отношений.

И именно в XIX веке – времени рождения Науки – философы сделали основные выводы о сущности научного мировоззрения. Имена этим философам – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они сформулировали основные положения диалектического материализма, который является общенаучным методом. Трудно представить гуманитарную науку без применения этого метода. Только когда метод диалектического материализма ложится в основу исследований о праве или о языке (в филологии), или об истории – только тогда можно говорить об этих гуманитарных направлениях как о науке. Карл Маркс и Фридрих Энгельс – не только философы, но и ученые, поскольку благодаря их экономическим исследованиям, человечество получило представление об политэкономии.

Авторов «Манифеста Коммунистической Партии» 1848 г., четырёх томов «Капитала» и ряда других важнейших трудов для изучения диалектического материализма и политэкономии и сегодня проходят на юридических факультетах – в «обрезанном формате». Как правило, на юридических факультетах в рамках дисциплины «Философия», в программу включены «Манифест Коммунистической Партии» и труд Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Однако юристы-студенты получают представления о марксизме в урезанном виде, и методология диалектического материализма как таковая – не изучается в полной мере.

В рамках дисциплины «Философия права», которая, в основном, посвящена труду Гегеля с одноимённым названием, другие философские направления тоже рассматриваются обрывочно, и студенты не могут в полной мере понять их сущность. У многих студентов-юристов и профессоров может возникнуть вопрос: а зачем нужна вообще философия юристу? Важно понимать систему права, правоприменительную деятельность, практику. И некогда размышлять о «сущности бытия», ведь практика с теорией расходится. Почему в «Теории государства и права» и в ряде других дисциплин преподается одно, а когда студент-юрист защитился и вышел в «свободное плавание», реальность оказывается не такой радужной и логичной, как преподавали в университете. На этот вопрос – на вопрос «почему реальность не такая как нам рассказывали» может ответить именно философия - но только в научном ключе. А основа научной философии – именно науки о бытии – диалектический материализм. Таким образом, можно рассматривать диалектический материализм как общенаучный метод и как основу научной философии. Почему на роль основы научной философии не подходит идеализм (объективный или субъективный) или «механический» материализм? На этот вопрос ответили Карл Маркс и Фридрих Энгельс, когда «переворачивали» с головы на ноги диалектику Гегеля.

Для справки Гегель в философии представил тезис о том, что истина - это поступательное развитие разума, а противоречие - необходимый момент. Согласно диалектике Гегеля, разум - носитель истинного познания, а диалектика - метод постижения противоречий и развития понятий; рассудок - лишь необходимое, но не достаточное условие познания; источник метафизики - рассудок первый противопоставил диалектику и метафизику. Основной вопрос философии Гегеля - о логике философия становится диалектической логикой. В рамках философии права Гегель представил свой вариант естественно-правового мышления, который берут за основу современные юристы из различных правовых школ (как романо-германской, так и англо-саксонской). Гегель ставил в центр субъективность, что означает, что человеческое сознание – это исток права. Таким образом, если перевести с философского языка на общечеловеческий, государство рождает право, а именно – законы и другие формы выражения права. Одновременно право рождается и естественным путём – «от личности», и с этим связано существование личных прав (право на жизнь, на достоинство, на частную собственность). Эта философская единица – основа основ современного правового мировоззрения, на этом строятся многие теоретические работы правоведов. Введение любой курсовой или дипломной работы студента-юриста включает в себя фразу: «В работе автором использовался общенаучный метод – диалектический материализм». Некоторые пишут: «диалектический метод».

С точки зрения формальной логики – если смотреть через призму государственного формата, то, с первого взгляда, понятно, что законодательный орган издает нормативно-правовые акты (или принимает за закон сложившуюся правоприменительную практику). Государство – источник права. Право – это один из регуляторов общественных отношений, который в классическом буржуазном обществе является основным. Ни религия, ни мораль не обладают такой силой, как право. С другой стороны, общество – источник власти (так указано в конституциях демократических современных государств) – а именно, граждане. И отсюда вытекают естественные права, дареные человеку от рождения. Единство и борьба противоположностей: государство и народ – и источник права (в философском аспекте) – разум субъекта – личностей как таковых.

И еще более узкий пример – на примере конкретной Конституции РФ 1993 г. В период 1990-1993 г. население во многом не было сторонником изменения политической системы. 24 декабря 1990 г. был Всесоюзный референдум о сохранении СССР, итог которого: 77, 85% - ЗА, 22,15 – ПРОТИВ. Был ли народ источником власти в этот период? Это риторический вопрос. Тем не менее в Преамбуле Конституции 1993 г. написано:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Экономическая модель государства изменилась, Россия уже не являлась социалистическим государством, а перешла к капитализму. Изменялось и законодательство в течение 20 лет. И последнее время всё чаще задаются вопрос: почему не соблюдаются положения Конституции? Почему издаются законы, противоречащие Конституции РФ? Где правовое государство?

Причем эти вопросы задаются не только оппозиционерами разных мастей, но и юристами-практикующими юристами. А кто как не юристы должны знать ответ на этот вопрос. Как правило, решение либералами предлагается одно: давайте свергнем Путина, и всё будет хорошо. Решение современных «розовых» левых: давайте сменим экономическую систему через законодательные инициативы, через тред-юнионизм, и всё будет хорошо. Но оба этих подхода идеалистичны – по Гегелю. Утопия правового государства при системе, построенной на неравенстве распространена – и немногие задаются вопросом о научности своей философии.

Что касается философии права, изучаемой юристами-студентами, то подход, практикуемый профессорами приводит к тому, что у юристов-практиков происходит когнитивный диссонанс. И стихийно они начинают воспринимать идею о том, что «надо в государственных органах навести порядок, тогда изменятся законы и будет правовое государство». Но это утопия, которая исходит из двух факторов: 1) современные юристы не знают диалектического материализма и не умеют применять его в процессе формирования своих взглядов; 2) юристы исходят из «философии права» Гегеля, причем из его вульгаризированной формы – правового позитивизма.

Диалектический материализм Маркса и Энгельса: поддержал идущее от Гегеля противопоставление метафизики диалектике и жестко ставит знак «противоположности» материю и сознание (борьба и единство противоположности). С точки зрения Маркса и Энгельса, право является вторичной реальностью – надстройкой, которая идет следом за быстро развивающимся базисом – общественными отношениями в конкретных экономических и политических условиях. Основываясь на диалектическом материализме как научном методе, марксистское правоведение гласит о том, что в экономических отношениях коренится «правовая природа вещей» - норма, обладающая в силу своей природы общеобязательностью и требующая законодательного закрепления.

Экономические отношения – это объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ. Право есть воля господствующего класса. Поэтому общество, построенное на неравенстве, которое, в свою очередь, основывается на частной собственности и отношениях «собственник - не собственник», не может в полной мере реализовать формулу «правовое государство-гражданское общество».

Это постулаты марксистской философии права, которая базируется на научном методе – диалектическом материализме. И теоретической юриспруденции – в рамках университетских программ – не хватает этого научного метода. А научная философия – это ключ к пониманию любых гуманитарных наук.

Почему диалектический материализм является научным и является противоположностью субъективному идеализму? Ответы на эти вопросы лучше искать в философской литературе XIX века и прочитать – вдобавок к «Философии права» Гегеля - работы Маркса и Энгельса, посвященные диалектике.

Добавить комментарий (всего 0)