Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+13
+
+

Интервью с дочерью маршала Ивана Конева о сериале «Жуков»

Опубликовано:  10.02.2012 - 13:51

«В фильме нет той серьезности, наличие которой предполагается, когда мы говорим о большом человеке. О человеке, который интересен чем-то помимо своих отношений с любовницами», – рассказала газете ВЗГЛЯД дочь маршала Ивана Конева Наталья, критикуя сериал «Жуков», который идет сейчас по Первому каналу.

Сериал «Жуков» с Александром Балуевым в главной роли, демонстрируемый в настоящее время по российскому телевидению, вызывает много критики, в том числе со стороны детей и близких тех исторических личностей, которые находятся в центре действия. По просьбе газеты ВЗГЛЯД сериал оценила Наталья Конева, дочь маршала Ивана Конева и председатель Фонда памяти полководцев Победы.

ВЗГЛЯД: Создатели сериала «Жуков» подчеркивают, что они стремились показать Жукова как человека, а не как героя войны и полководца. Имеют ли они право на такой подход?

Наталья Конева: Знаете, все-таки нужно учитывать, что есть область, закрытая для чужих глаз и ушей. Ну вот есть она, это действительно так. Любой человек, самый простой или, наоборот, самый выдающийся, в какой-то момент закрывает дверь, чтобы остаться наедине с собой или с кем-то, с кем он находится в близких отношениях. Что мы видим, когда фильмы о личной жизни великих людей снимают большие кинематографисты? Вот есть, скажем, фильм о Маргарет Тэтчер с Мерил Стрип в главной роли. Я уверена, что авторы, даже изображая личную жизнь Тэтчер, в определенный момент все-таки останавливались, чтобы сохранить то самое прайваси, право на непубличность, которое за каждым англичанином признается безоговорочно. Ведь может же премьер-министр Великобритании в определенный момент закрыть эту самую дверь? Когда такое право игнорируется, это выглядит... не хочется говорить «аморально», но как-то беззаконно, постыдно и оскорбительно. Я никому не отказываю в праве исследовать личность, взаимоотношения с близкими, друзьями и любимыми женщинами – безусловно, человек существует в некой среде, его существование все это в себя включает. Но, к сожалению, в этом фильме есть эпизоды, которые просто вызывают моральный протест. Начинаешь думать: что же это такое?

ВЗГЛЯД: Например?

Н. К.: Например, когда рассказывают о том, какой пол должен был быть у ребенка Лидии Захаровой, сделавшей аборт. Там есть какие-то вещи, которые выглядят как исследования патологоанатома. Применительно к человеку, который повернул историю, это абсолютно недопустимо. И опять-таки хочу обратиться к опыту большого кино о великих людях (а я такого кино видела много): там ведь никогда не забывают о совсем других вещах, о другой стороне жизни. Что говорил Владимир Маяковский, человек великий, но с очень нелегкой личной судьбой? «Я поэт, этим и интересен». Человек интересен миру прежде всего своим делом. О том, как он с этим делом справлялся, и надо говорить в первую очередь. Ну хорошо, мы ссылаемся на художественный вымысел и превращаем дело в периферийную тему, но ведь оно же все равно как-то показывается. Однако в тех эпизодах «Жукова», которые как бы посвящены делу, самого главного нет. В основном речь там идет о том, как власть корежила и уродовала жизнь Жукова, но ничего не говорится, например, о послевоенной судьбе армии. Армии, которую нужно было менять. Этому-то вполне можно было уделить внимание, раз уж военный период оставлен за пределами действия. В фильме нет той серьезности, наличие которой предполагается, когда мы говорим о большом человеке. О человеке, который интересен чем-то помимо своих отношений с любовницами. Дело ведь не только в том, что Жуков командовал и одерживал победы. Это была личность, во многом определившая дальнейшее развитие государства. Я в этом абсолютно убеждена.

ВЗГЛЯД: Специалисты по телепрокату ответили бы вам, что отсутствие взыскуемой серьезности – неотъемлемая черта современного стиля, качество, необходимое для легкого восприятия материала нынешним зрителем.

Н. К.: И тем не менее. Когда по НТВ идет «Ты не поверишь!», мы понимаем, что нам там покажут. Но «Жуков» – это ведь совсем другое, это как бы претензия на большое кино.

ВЗГЛЯД: Насколько я знаю, вы разочарованы не только специфическим подходом авторов сериала к теме, но и тем, как они обращаются с фактами.

Н. К.: Да, это очень важно, и не только для меня. Атмосфера жизни, которую многие из нас помнят, была другой – не такой, как изображено в сериале. В «Жукове» показана какая-то расхристанность, бражничанье, гульба, и это нас просто шокирует. Ни Жуков, ни Рокоссовский, ни Рыбалко, насколько мы помним, не были пьющими людьми. А в «Жукове» все пьют из горла и таким образом снимают нервное напряжение. Как же так можно? Эти люди расслаблялись как-то иначе. Да и вообще нам показывают каких-то не очень достойных людей, мягкотелых, все время оглядывающихся, боящихся власти. Они такими не были, иначе они не смогли бы совершить то, что совершили. Я понимаю, что Елена Яковлева – талантливая актриса, у нее масса ролей, «Интердевочка», все это прекрасно. Но жена Жукова, Александра Диевна, была совсем другим человеком. А Галину Александровну Семенову я помню лично, это была очень скромная и достойная женщина.

ВЗГЛЯД: А самого Жукова вы встречали?

Н. К.: Да, я видела его у нас дома, когда он пришел поздравлять моего отца с 60-летием. Так вот, атмосфера «Жукова» в целом действует угнетающе. Если вы не знаете деталей, обратитесь к близким людям ваших персонажей, к тем, кто еще что-то помнит. Но никакого контакта ни с дочерьми, ни с прочими людьми, имеющими непосредственное отношение к изображаемым событиям, установлено не было. Возможно, авторы опирались на неизвестные публике воспоминания каких-то совсем других людей, которые в силу своих субъективных чувств или даже заблуждений позволили себе как-то тенденциозно высказаться, не знаю... Не говоря уже о том, что в фильме используются сегодняшние слова и выражения, которые в то время не употреблялись. Словосочетание «маршал Победы» появилось уже после 1990-х, никто из советских правителей этих полководцев так не называл. А одна из героинь, по-моему, как раз Лидия Захарова, в сердцах говорит кому-то: «Достали уже!» Такого выражения, разумеется, тогда не было.

ВЗГЛЯД: Что вы можете сказать о вашем отце, Иване Степановиче Коневе, в исполнении артиста Леонида Тимцуника?

Н. К.: Ни характер, ни облик абсолютно не совпадают с тем, что было на самом деле. Добавлю, что мой отец был довольно высокого роста – Жуков был намного ниже его, что видно на фотографиях, где они запечатлены рядом.

ВЗГЛЯД: Можете ли вы привести примеры каких-то принципиальных промахов и неточностей, допущенных в «Жукове»?

Н. К.: Во вчерашней серии, например, было сказано, что Рокоссовский и Конев выступали цензорами воспоминаний и размышлений Жукова. Это не соответствует действительности – книгу Жукова они прочитали тогда же, когда и все, и цензорами не были. Они выступали только в качестве консультантов и военных специалистов, когда к ним обращались историки.

ВЗГЛЯД: О деятелях такого уровня, как Жуков, всегда ходит много слухов и легенд – возможно, это тоже сыграло какую-то роль.

Н. К.: Я тут недавно прочитала интервью с кем-то из создателей фильма, где говорилось, что мы, мол, показали только часть жизни этих высших военных чинов и не показали ту роскошь, которая их окружала. Послушайте, ну какая роскошь? Я, например, неоднократно бывала в гостях у дочерей Жукова – все они жили чрезвычайно скромно (и точно так же скромно его старшая и младшая дочери, Эра и Мария, живут сейчас; средняя, Элла Георгиевна, недавно ушла из жизни). Эта скромность была привита нашими родителями, которые всегда говорили нам: наша слава – это наша слава, а вы должны идти по жизни самостоятельно. Воспитание в каком-то очень правильном, как мне кажется, ключе сделало нас теми, кто мы есть. Мы, их дети, не являемся профессиональными дочками и сыновьями, не пытаемся делать карьеру на их именах, каждый из нас просто занимается своим делом. А почему? Потому что так нас воспитали они.

ВЗГЛЯД: Каков же ваш итоговый «вердикт» фильму – это дезинформация, профанация, обман?

Н. К.: Может быть, благодаря этому сериалу больше людей узнает о героях войны. Многие ведь даже забыли их имена, а теперь вот все будут помнить, кто такой, скажем, Рыбалко. Это как с любой массовой культурой – она дает некую информацию, пусть и в смещенном, переакцентированном виде. Но это лучше чем ничего. Плюс заключается в том, что это массовый, широко потребляемый продукт. Людей проинформировали о жизни большого полководца? Проинформировали. Но есть и другой вопрос – соответствует ли эта информация реалиям, создает ли она какой-то нравственный стимул, ощущение того, что такие национальные герои должны существовать? На это ответ отрицательный. Так что «Жуков» – очень противоречивый продукт, под стать нашему времени.

Добавить комментарий (всего 6)

Да никакой он не "противоречивый", а очередной антисоветский высер. Уже рожу пришлось бить по этому поводу, правда и сам получил.

Эта информационная политика последних 20 лет. Сейчас все фильмы и передачи такие! Главная цель – отвлечь от трезвой оценки событий, через «очернение» и «дегероизацию» Советского прошлого. Все события и образы подло искажены. Это программа ПУТИНА и МЕДВЕДЕВА под названием: «деСТАЛИНИЗАЦИЯ» и «деСОВЕТИЗАЦИЯ» по оболваниванию и деградации Российского общества. оЛИГАРХАМ умный народ не нужен!!!

Абсолютно верно Spetrel, мне нечего добавить, кроме того что изредка и с отвращением поглядываю на эти примитивные поделки. Но, как обидно, что находятся люди, и много, воспринимающие эту заказную чернуху как правду. Воистинну, дебилизация побеждает. Когда же народ проснётся? Видимо тогда когда станет совсем невмоготу! А пока .......,....., живём, хлеб жуём , вон и пенсии и оклады (взятки)добавляют....

Люди становятся жертвами мифов без серьёзного сопротивления. Они побеждены и покорены ещё до того, как оказываются способными осознать, что же на самом деле произошло.Товарищи, вы только подумайте до чего мы дожили. Эти нелюди взялись покозать жизнь человека, которий внёс огромный личный вклад в спосение народов мира от коричневой чумы, прославил нашу родину. А они хотят чтобы ЖУКОВ остался в памяти потомков как олкаголик пьющий водку из горла.Это есть не искуства, это есть поскудства. " Если из культуры изьять авангард, там останится мафия". ЖАН-МАРИ ДОМИНАК. Вот этот остаток и снял этот фильм.

Люди становятся жертвами мифов без серьёзного сопротивления. Они побеждены и покорены ещё до того, как оказываются способными осознать, что же на самом деле произошло.Товарищи, вы только подумайте до чего мы дожили. Эти нелюди взялись покозать жизнь человека, которий внёс огромный личный вклад в спосение народов мира от коричневой чумы, прославил нашу родину. А они хотят чтобы ЖУКОВ остался в памяти потомков как олкаголик пьющий водку из горла.Это есть не искуства, это есть поскудства. " Если из культуры изьять авангард, там останится мафия". ЖАН-МАРИ ДОМИНАК. Вот этот остаток и снял этот фильм.

А я уже давно не смотрю фильмы о войне, созданные в стране "победившей демократии". Знаю, что ничего доброго эти "межеумки" создать просто не способны как ни прискорбно для меня это осознавать. Где сегодня Сергеи Бондарчуки, Юрии Озеровы, Сергеи Герасимовы и др.?! Безбрежная пустыня разверзлась перед нами... Какая непреодолимая пропасть между той плеядой Великих Творцов, и "этими".