Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+1
+
+

Марксизм и современные задачи коммунистов.

Опубликовано:  18.12.2013 - 15:02
Корреспондент:  Сергей Бобров

Коммунистическое движение в России в настоящее время одновременно и сильно раздроблено и сильно переплетено. Борьба всех против всех внутри самого движения сочетается со стремлением локальных групп и партий к объединению. Большинство коммунистов осознают необходимость более тесного организационного объединения, но осознание это абстрактное, не базирующееся на каких-то общих началах, и поэтому каждая отдельная структура пытается это реализовать именно на своих условиях, даже если формально и соглашается на определённые компромиссы. На первый взгляд ситуация вроде бы удручающая. Но с другой стороны, такое положение дел обеспечило возможность свободной взаимной критики, как идеологических позиций отдельных коммунистических течений, так и их практической деятельности. Догматизм и начётничество, и, как следствие, возведение исторических личностей в ранг коммунистических богов, навязываемое партийными функционерами многими десятилетиями, начинает хоть и медленно, но вытесняться прагматизмом и научным подходом к анализу прошлого и настоящего. Упоминание о фундаментальных законах развития общества можно было встретить и раньше, но в последнее время такие упоминание начинают звучать и в контексте задач современного коммунистического движения России. В частности, и в репортаже на КТВ и в левых ресурсах ЖЖ в последнее время упоминалось о законе соответствия производственных отношений степени развития производительных сил общества.

На первый взгляд, кажется, какое отношение имеет этот открытый К. Марксом закон к практике современного коммунистического движения в России? К сожалению и в публикациях он был дан только в общем виде, без раскрытия его связи с настоящим моментом. А между тем, этот закон даёт обильную пищу для осмысления и прошлого и настоящего.

В основе развития любого живого организма, включая и человеческое общество, лежит его стремление к более полному удовлетворению своих потребностей. Человека это побуждает к развитию производительных сил общества. Развитие производительных сил общества происходит непрерывно и так же непрерывно, и порой малозаметно, происходят и соответствующие изменения в производственных отношениях. То есть, определяющим является развитие производительных сил общества, которые неизбежно влекут за собой и изменения в производственных отношениях. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил». (К. Маркс и Ф Энгельс, изд. 2, т. 13 предисловие «К критике политической экономии»)

Хотелось бы сразу уточнить, что эта и другие цитаты приводятся здесь не как ссылки на авторитетное мнение, хотя и это имеет не малое значение, а исключительно как формулировки данные самим автором относительно открытым им законам развития общества или выводам сделанным на их основе. То есть, это примерно как в математике, используя, например, теорему Пифагора, мы не приводим её доказательства, а просто пользуемся ей, имея в виду, что доказанность её общеизвестна.

То есть, производственные отношения обуславливаются уровнем развития производительных сил и в целом не зависят от воли людей. Это, разумеется, не значит, что люди вообще не могут оказывать влияние на форму производственных отношений, но это их влияние весьма ограничено конкретными потребностями производительных сил на данном этапе их развития, т.е. теми условиями, при которых производительные силы могут в принципе функционировать на данном уровне их развития. Более того, даже само общественное сознание обуславливается именно тем бытием, которое напрямую зависит от уровня развития производительных сил. «He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». (Там же)

И далее: «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества». (Там же) А новые материальные условия формируют и новый социальный состав общества, и новое массовое сознание социальных групп. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». (Там же) Всё это должно вызреть в рамках старой общественно-экономической формации.

Если смотреть с позиции закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил общества, то в настоящее времени уже очевидно, что сто лет назад (да и значительно меньше) капитализм имел ещё огромный потенциал развития производительных сил общества, и, следовательно, капитализм как формация, в принципе не мог прекратить своё существование в то время. У «правоверных марксистов» это может вызвать когнитивный диссонанс. С одной стороны закон открытый Марксом, а с другой, сформированное десятилетиями представление о состоявшейся социалистической революции, как о начале перехода общества к новой общественно-экономической формации. На самом деле борьба эксплуатируемых с эксплуататорами велась всегда, но к революциям, как к переходу из одной общественно-экономической в другую она приводит только тогда, когда производительные силы общества пройдут весь путь их развития в предыдущей формации. И это закон развития общества, и либо его надо оспаривать, либо соглашаться, что в начале прошлого века не только Россия, но и гораздо более развитые страны были ещё не готовы к переходу в новую общественно-экономическую формацию. И вопрос здесь не именно в уровне развития техники и технологий, а в том, что их развитее, не пройдя весь возможный путь в рамках капиталистической формации, не успело ещё обеспечить соответствующий уровень развития общества - образованность, сформировать соответствующий социальный состав, вырастить класс, способный обеспечить новый способ производства. Поэтому говорить о Великой Октябрьской Социалистической революции можно только как о революции в узком смысле, как о государственном перевороте, в результате которого пришли к власти самые прогрессивные на то время политические силы. Эти силы, создали самое прогрессивное государственное устройство, изменившие производственные отношения до предела возможного для данного уровня развития производительных сил, обеспечив, таким образом, их бурное дальнейшее развитие. Но всё же, всё это только в рамках, по своей сути, капиталистического способа производства.

Любая новая общественно-экономическая формация юридически отличается от предыдущей в первую очередь отношением собственности, а, следовательно, и новым господствующим классом. Любой господствующий класс осуществляет своё господство посредством государства, как орудия насилия, находящегося в его распоряжении. В какую бы форму господство класса не выливалось, в конечном счете, оно всегда осуществляется в соответствии с волей членов данного класса контролирующих большую часть экономики государства. То есть, любой член господствующего класса всегда имеет возможность влиять на волю своего класса в пределах той части экономической мощи государства, которую он непосредственно контролирует, т.е. размером своего капитала.

При социализме, если его рассматривать как начальную фазу коммунистической формации, собственность на средства производства не разделена между конкретными членами господствующего класса, а является их общей (общественной) собственностью, которой они управляют посредством полностью подконтрольного им государства. А само государство при социализме не может быть не чем иным, как государством отмирающим. Основная суть социализма и заключается в переходе от государственного способа управления обществом к безгосударственному, к его самоуправлению, к коммунизму.

Принципиальное отличие социализма, как первой фазы коммунистической формации, в данном контексте, от всех предыдущих формаций в том, что каждый отдельный член господствующего класса уже не может оказывать влияние на волю своего класса, а значит и на государство, посредством и пропорционально капитала находящегося в его собственности. Не смотря на то, что мы частенько употребляем выражение государственная собственность, по факту она таковой быть не может, поскольку само государство это только орудие насилия в руках господствующего класса. Поэтому государственная собственность, по факту, это всегда общественная собственность господствующего класса.

Отсюда вытекают особенности управления государством при социализме. Члены господствующего класса уже не могут управлять государством на основе демократии, в которой, образно говоря, реализуется принцип: один доллар – один голос с некоторой модификацией для более ранних эпох. Но если это всё же государство диктатуры конкретного класса, хотя и отмирающее, а не некая неустойчивая форма государственного устройства в рамках определённой общественно-экономической формации (диктатура клана, касты, хунты и т.п.), то члены этого класса должны иметь, как и прежде, реальный механизм реализации своей воли. Этот механизм может предусматривать различные способы определения удельного веса каждого отдельного члена господствующего класса при определении воли класса в целом, но такой механизм обязательно должен существовать в обществе с государственным устройством.

Но что даёт нам это углубление в сущность закона соответствия производственных отношений развитию производительных сил для осмысления того, что необходимо коммунистам делать в настоящее время?

Не трудно заметить, что на протяжении всего периода Советской власти в СССР, такого механизма, который бы учитывал мнения всего класса и обеспечивал принятие решений исходя из воли большинства членов господствующего класса, не существовало. Все значимые для общества решения принимались партией, а точнее ещё более узким слоем общества - партийным руководством. Конституция РСФСР 1918, которая предусматривала выявление и реализацию воли господствующего класса, так никогда реально в жизнь внедрена и не была. И, исходя из рассматриваемого закона, это не чья-то злая воля, это объективная необходимость, обусловленная уровнем развития производительных сил того времени, которые требовали соответствующих производственных отношений. Любые попытки пойти дальше, как, например, в период военного коммунизма, неизбежно вели к дезорганизации производства и требовали приведения производственных отношений в соответствие с уровнем развития производительных сил общества.

Какие из этого можно сделать выводы.

Во-первых, при всём уважении к теоретикам коммунистического движения начало прошлого века, выводы о готовности общества к переходу в следующую общественно-экономическую формацию не соответствовали действительности. С высоты настоящего времени уже очевидно, что капитализм в то время обеспечивал ещё достаточный простор для развития производительных сил общества. Это означает, что предел развития производительных сил в данной общественно-экономической формации ещё не был достигнут, а, следовательно, ещё не сформировался необходимый социальный состав общества и не вызрел тот класс, который был бы способен организовать производство на принципиально новой основе.

«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». (Там же) То есть, «материальные производительные силы общества» ещё не достигли той «известной ступени своего развития» в которой они вступают в неразрешимые противоречия в рамках существующих отношений собственности.

Во-вторых, практика подтвердила невозможность установление господства нового класса, пока производительные силы не разовьются до предела своих возможностей в рамках господства предыдущего класса (в рамках существующих отношений собственности). Но, с другой стороны, практика показала, что даже в рамках предыдущей формации может быть установлена такая государственная система, пусть и неустойчивая, но вполне жизнеспособная, которая не только по максимуму стимулирует развитие производительных сил, но и максимально обеспечивает интересы подавляющего большинства населения страны. Законами природы, в том числе и законами развития общества, нельзя пренебрегать, они действуют с неотвратимой силой, но учитывая их, их можно преодолеть, как например человек преодолевает закон всемирного тяготения. Но в силу неправильной оценки возможности перехода общества в новую общественно-экономическую формацию, такой вопрос в то время не только не обсуждался, но даже и не обозначался. Результат не заставил себя ждать слишком долго.

В-третьих, выработка коммунистами конкретных целей на данном этапе развития общества должна опираться на оценку возможности дальнейшего развития производительных сил общества в рамках капиталистического способа производства.

Если исходить из того, что производительные силы общества ещё имеют достаточно широкий простор для своего развития в этих рамках (наличие кризиса, само по себе ещё не о чём не говорит), то целью должно быть приведение к власти определённой силы (партии, клана), которая установит в стране как более благоприятные условия для развития производительных сил, так и более справедливые, с позиции большинства членов общества, социально-экономические отношения, и обеспечит ускоренное движение к новой общественно-экономической формации с установлением реальной власти широких масс трудящихся.

Если же исходить из того, что производительные силы общества (не отдельной страны, а мирового капиталистического сообщества) уже достигли предела возможностей своего развития в рамках данных отношений собственности, а многое указывает именно на это, то коммунистам надо бороться не за приход коммунистической партии к власти, а за организацию широких масс трудящихся в самоуправляемую структуру, которая в процессе своего развития смогла бы перерасти в новую систему власти, власти трудящихся масс. А сами коммунисты, работая в этой структуре, должны направлять её деятельность в соответствующее русло. И это основной практический вывод из развёрнутого рассмотрения закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Именно это должно определять и стратегию, и тактику, и повседневную деятельность коммунистов на современном этапе. Именно это должно стать основой для совместной работы всех коммунистов, не зависимо от их партийной принадлежности, а в дальнейшем стать основой и их организационного объединения.

Сергей Бобров

Добавить комментарий (всего 80)   ‹ Более старые   Более новые ›

С.Бобров писал : "...при всём уважении к теоретикам коммунистического движения начало прошлого века, выводы о готовности общества к переходу в следующую общественно-экономическую формацию не соответствовали действительности". ЗаКомР : Болван, какой теоретик комдвижения в начале 20-века писал тебе,паршивцу,что общество готово к переходу в следующую ОЭФ ?

С.Бобров писал : "...возведение исторических личностей в ранг коммунистических богов, навязываемое партийными функционерами многими десятилетиями,...". ЗаКомР : Пиши еще, болван, инженеры техбезопасности навязывали электрикам Правил электробезопасности возносить в ранг Талмуда и Будды !

С.Бобров писал : "...коммунистам надо бороться не за приход коммунистической партии к власти,...". ЗаКомР: Болван, не знаешь даже, что почему парламентская форма политической борьбы не является СОБСТВЕННО пролетарской формы борьбы ? Знай паршивец, социалистическая революция на то социалистическая, что к власти приходил и приходит пролетариат !

Конечно С.Бобров не прав, но это не повод использовать такие "научные, коммунистические" термины как "болван, паршивец". Всегда надо поинить философское "все в мире относительно" и охотник может плавно перейти в категорию предмета охоты. Например вы не поняли сути социалистической революции, суть котрой начало строительства первой фазы коммунизма, в котрой пролетариат всего лищь инструмент. Вы же ставите инструмент над целью. Статья С.Боброва прекрасный объект для коммунистов в оттачивании их критических способностей и аргументации, в котрой если и есть такие оценки как "болван, паршивец", то они на самом последнем месте и носят приватный характер.:-)

Не ожидал я, А-Иван, что Горбачев Вам так крепко привил ценности буржуазного плюрализма в борьбе против коммунистов в коммунистических СМИ и среди коммунистов под маской "генеральных коммунистов-марксистов". Это Горбачев Вас учил,что если геббельсовские листовки разбрасываются на боевые позиции красноармейцев,то"плюралисты" бойцы Красной Армии должны жадно ловить каждую листовку,и обсуждать их всем народом в окопах в форме политпросвещения ? Я не ожидал это от Вас такое. Далее, я каждый раз называл С.Боброва "болваном" и "пижоном" не потому, что он НЕ ЗНАЕТ что-нибудь. Каждый из нас что-нибудь не знаем,и это нормально. Он прекрасно ЗНАЕТ, что научно-марксистки ВОСР понимается революцией.Этот паршивец С.Бобров хорошо ЗНАЕТ,что не только прогрессивное человечество считает, но даже буржуазный мир ПРИЗНАЕТ, что ВОСР это всемирно-исторического значения Социалистичесая революция. А этот болван С.Бобров заявляет на Красном ТВ, что ВОСР это будто не революция, а госпереворот. На каком ОСНОВАНИИ ? На основании серьезной НАУЧНОЙ работы ? Никак нет ! На оновании своих ОБЫВАТЕЛЬСКИХ ВУМНИЧАНИЙ. Я называю С.Боброва болваном потому,что он НАУЧНО определенное отвергает ОСНОВЫВАЯСЬ на свои обывательские рассуждения. А что, если и я как этот пижон буду заявлять среди физиков : "Закон правоверных физиков,что ВСЕ предметные тела будто взаимопритягиваются с Землей В ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОМ к Земле НАПРАВЛЕНИИ это неверно, потому что ФАКТИЧЕСКИ рыбы на самом деле плавают В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ к Земле направлении,а птицы летают как хотят чихая на ПЕРПЕНДИКУЛЯРНУЮ догму физиков НЬЮТОНА !". Конечно и мне скажут :"Болван !". Только верный ученик-плюралист Горбачева наш А-Иван меня будет защишать : "Все в мире относительно, дорогие члены моего дорогого Горбачева !". Далее. Вы мне пишите,изнывая горбоплюрализмом : "Статья С.Боброва прекрасный объект для коммунистов в оттачивании их критических способностей и аргументации, в котрой если и есть такие оценки как "болван, паршивец", то они на самом последнем месте и носят приватный характер.:-)".Оденьте очки Вы, А-Иван, когда читаете мой текст. Я каждый раз когда писал "болван","пижон" и т.д.обосновал это соответствующими цитатами от С.Боброва. Вы еще пишите :" Например вы не поняли сути социалистической революции, суть котрой начало строительства первой фазы коммунизма, в котрой пролетариат всего лищь инструмент. Вы же ставите инструмент над целью". Нет, дружок, это Вы недостаточно понимаете. Суть социалистической революции не начало , а строительство социализма. А пролетариат это не инструмент этого строительства, как Вы пишите ,а субъект строительства.(Возможно, у Вас здесь просто опечатка -- может вместо "диктатура пролетариата" Вы по ошибке писали "пролетариат", не знаю).

Всегда мы писали что социалистическая революция это установление диктатуры пролетариата в форме советской власти. Так что власть Советов это форма, а диктатура пролетариата – её содержание. Кроме того весь диктат в диктатуре пролетариата сводится к отстранению от власти эксплуататорских и паразитирующих слоев. Советская власть это верховенство представительной власти над остальными. Если нет диктатуры пролетариата, то есть к выборам допущено все население, то советская власть держится только на авторитете правящей партии и на её честном, коммунистическом подходе к управлению и не допущению к власти карьеристов и жаждущих обогащения лиц.. Теряется коммунистичность партии, теряется и Советская власть. Если сохраняется диктатура пролетариата, то партия не может потерять свою коммунистичность, она вынуждена быть авангардом пролетариата, чтобы не потерять руководящие функции. Вся система взаимосвязана, удалить одно звено – потерять все. Потеряли диктатуру пролетариата – разрушили советскую систему. Диктатура пролетариата должна сохраняться вплоть до момента перестройки производственных отношений в коммунистическую форму, пока они социалистические- диктатура пролетариата нужна. А производственные отношения совсем не однозначно связаны с уровнем развития производительных сил. Они могут опережать и отставать от уровня развития и соответственно ускорять или тормозить развитие. Понимать глобализацию империализма и территориальное разделение сфер информационных и индустриальных технологий как новые возможности капитализма по развитию производительных сил - большая ошибка, если не хуже.

Из правил КРАСНОГО ТВ, Пункт № 2. "Не переходить на личности и не оскорблять собеседников и авторов материала". https://krasnoe.tv/node/6

Товарищи, "закон - что дышло"? Всё ОК?! А товарищ Бобров имеет право высказать свои мысли и свою точку зрения. Тут вроде не сайт ЗюПРФ? И никогда никого не оскорбляет.

Товарищи С.Бобров и М. Антоненко, вы прочитали комментарий ЗаКомр, с убийственной критикой ваших идей (Октябрьская революция это не революция, это государственный переворот). С. Бобров, вы пишете, что готовы признавать свои ошибочные взгляды, если будут доказательства. Вопрос Вам: Великая Октябрьская социалистическая революция была или ее не было.

С. Бобров пишет: «Если исходить из того, что производительные силы общества ещё имеют достаточно широкий простор для своего развития в этих рамках (наличие кризиса, само по себе ещё не о чём не говорит), то целью должно быть приведение к власти определённой силы (партии, клана), которая установит в стране как более благоприятные условия для развития производительных сил, так и более справедливые, с позиции большинства членов общества, социально-экономические отношения…» Это значит, что автор допускает, что власть может взять партия (клан) без массовой поддержки трудящихся. По тексту следует, что это коммунистическая партия. Я думаю, что это может произойти при совпадении условий: власть в стране должна быть достаточно слабой; внешние силы (США и ЕС) окажут этой партии всевозможную помощь для взятия власти. Но коммунистической партии, которая после взятия власти намерена установить справедливые отношения в обществе, они оказывать помощь не будут. Значит, такой вариант для настоящей компартии не возможен, и предлагать такой вариант в данный момент не следует. Остаётся один вариант, «коммунистам надо бороться не за приход коммунистической партии к власти, а за организацию широких масс трудящихся в самоуправляемую структуру, которая в процессе своего развития смогла бы перерасти в новую систему власти, власти трудящихся масс». Из этого следует, что коммунистические партии, которые заявляют, что партия сначала сама возьмёт власть, а потом передаст её трудящимся, не смогут это сделать без опоры на трудящиеся массы.

Алексей писал : Остаётся один вариант, «коммунистам надо бороться не за приход коммунистической партии к власти, а за организацию широких масс трудящихся в самоуправляемую структуру, которая в процессе своего развития смогла бы перерасти в новую систему власти, власти трудящихся масс». ЗаКомР : Вы своими словами излагаете суть марксистско-ленинского метода политической борьбы пролетариата, которым руководствуется сегодня и РКРП в отличие,например,от КПРФ. Но Вы вместо "пролетарских масс"пишите "трудящихся масс", что в контексте и вообщем верно, но не в контексте и само по себе строго научно не верно. Коминал(К критике и развитию основ марксизма) Сообщает,что сегодня в связи С ПОБЕДНЫМ РАЗВИТИЕМ социализма(1-фазы) на 2-Высшую фазу, в том числе, и этот марксистско-ленинский метод стал недостаточным и совершенно негодным. Что это означает ? Это означает, что в связи с РАЗВИТИЕМ 1-фазы на 2-Высшую фазу, конкретное СОДЕРЖАНИЕ пролетариата изменилось.Пролетариату сегодня уже не нужен социализм(1-фаза), его потребности и необходимость ему это 2-заключительня фаза. Эта СУЩНОСТЬ изменения пролетариата сегодня ЯВЛЯЕТСЯ в глаза нам всем РАЗУМНЫМ хомосапиенс. Поскольку образованные ОБЫВАТЕЛИ буржуазного мира имеют дело ТОЛЬКО поверхностными ЯВЛЕНИЯМИ,то они с буржуазно-вулгарным содержанием понимая все то ,что они видят, уже давно говорят, что будто РЕВОЛЮЦИОННЫЙ пролетариат это был мифом придуманным большевиками и евреями, пролетариата уже нет и т.д. А коммунисты как марксисты имеют дело на глубине СОДЕРЖАНИЯ и СУЩНОСТИ. В наблюдаемых всеми ФОРМАХ и ЯВЛЕНИЯХ им подавай содержания и сущности. Наука на то наука чтобы в отличие от образованных обывателей видит не только форму но и проявляющегося в ней СОДЕРЖАНИЯ. Но поскольку в связи С РАЗВИТИЕМ практики из 1-фазы на 2-Высшую фазу, ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ марксизм отстал от практики на целую ДИАЛЕКТИЧЕСКУЮ голову, то коммунисты ВСЕГО мира,в том числе и наша РКРП, ВООРУЖЕННЫЕ отставшим от практики ВЧЕРАШНЕГО уровня марксизмом проявляют драматическую НЕСПОСОБНОСТЬ увидеть и ЗНАТЬ об изменении КОНКРЕТНОГО содержания пролетариата. Ведь чтобы организовать пролетариат на что-нибудь надо ведь хоть представление надо иметь кто он в действительности КОНКРЕТНО,что ему надо и почему,а не ВООБРАЖАТЬ желаемое тебе, отставшему от жизни, выдавать за действительное, правда ? Я говорю Ферберову,давай,полководец,обмозгуем серьезные Сообщения от Коминала. А он как ниндзя исчез отсюда в песок головой в гордой позе страуса.

ZaKomR, а Вам не приходило в голову, что если я не бросаюсь бегом отвечать вам, это не обязательно объясняется гордой позой ниндзя или страуса? А тем, например, что у меня есть и другие дела, кроме как торчать на сайтах и ждать, когда же кто-либо потребует моего ответа. Не будьте так высокомерны, чтобы всерьёз полагать, что я только и мечтаю, когда же Вы мне что-нибудь предложите.

И.ферберову. Мне приходило в голову,что Ферберов, скорее всего, занят делами. Я не собираюсь с Вами дискутировать,тем более, спорить о чем-нибудь. Буду я беседовать в форме обмена мнениями в двух-трех вопросах, которые содержатся в моем последнем сообщении к Вам. Я намерен на днях в подходящей теме вновь воспроизводить мое предложение-сообщение к Вам,если раньше этого Вы не продолжите беседу.

Да, пожалуйста, воспроизведите, потому что я, видимо, до них не дошёл. Но хотелось бы, чтобы не только я отвечал на Ваши вопросы, но и Вы на мои. А пока я опять выпадаю из связи.

Не оправдывайтесь, ЗаКомР, надо же, как вас понесло, сколько словесов, даже Горбачева, Ньютона зачем-то приплели, Красную армию вспомнили! И для чего, попытаться замарать оппонента? И на что такая нервная реакция, просто на просьбу следить за словами и стараться вместо навешивания ярлыков пользоваться доказательной базой, как и положено образованному человеку. Я не вас защищаю, а читателей ваших постов, в том числе и себя. Если не способны на другие аргументы, кроме "болван, паршивец, пижон", то не стоит писать посты, они лишены информативности, одни эмоции, не отождествляйте КТВ с забором. Эмоции не дают вам, дружок, разобраться в терминах "революция", "переворот", "перманентная революция", понять, что социализм это первая фаза, начало коммунизма, что пролетариат есть (был) инструмент компартии-субъекта, для преобразования объекта преобразования - общества.

Конечно, А-Иван, Вы как до гроба ученик плюраХиста Горби и слово "фашист!" в адрес Гитлера объявляете недопустимым для коммунистов навешиванием ярлыка и не плюралистическим затыканием рта бедному Адольфу. И Ваш Горьбастый кумир как и Вы называя себя марксистом на самом деле использовал свое положение для ЗАЩИТЫ плюралистических ПРАВ АНТИСОЦИ обольгать и растаптывать все социалистическое. А недоуменная критика коммунистов его странного "нетрадиционного" поведения вызывала приступы бешеной злобы как у Вас сейчас ко мне. "Яблоко от яблони...",да, А-Иван ? Если и я как С.Бобров вопреки и назло "правоверным физикам" толкал бы везде "Законы НЬЮТОНА ошибочны!" Вы,оставленная для разиножения личинка горбачевщины, Вы ЗАЩИШАЛИ БЫ и меня от нападков закомров физики,правда, А-Иван ?

И всеже от статьи С.Боброва польза не только в том, что это хороший материал для критики марксистами, содержащий оппортунистические утверждения! Есть и еще одна польза, это своего рода лакмусова бумага для выявления банальных болванов (термин для лучшего понимания любителям таких терминов), не способных на аргументации глубже "болван, паршивец, пижон" и, соответственно, не способных понять аргументацию других, если она поднимается хоть на чуть-чуть выше их уровня развития, как например уровня С.Боброва. Чем же дополняется убогость аргуметнации таких примитивов? Как обычно у примитивов, звериной злобой к оппоненту и откровенным враньем в виде злостных выдумок в виде навешивания ярлыков. Яркие примеры в посте ЗаКомР,бездоказательные утверждения о учениках плюраХиста Горби, бред со словами "Гитлер", "фашист". Какие у меня могут быть к вам "приступы бешеной злобы"? :-) Вы для меня банальный экземпляр, который можно показывать как образец каким не должен быть ни марксист ни коммунист, не более. :-) Я вас даже в некотором роде люблю, как наглядное пособие.

Тут, я, с Вами, «Автор: А-Иван., добавлено: 21.12.2013 - 17:29.», абсолютно согласен.

Но, у меня вызывает удивление, скажу даже больше – ПОДОЗРЕНИЕ, - ОТКУДА и ЗАЧЕМ прискакал сюда, на КТВ этот, типа «марксистский конь» (а, может троянский?!), главными аргументами которого являются его лошадиные копыта?! Даже я – Грубиян – не позволяю себе подобного, хотя мне, как говорится, сам бог велел.

:-)Философ сказал, не ищите злого умысла там, где все объясняется банальной глупостью. Этот тип не троянский конь, а издержки воспитания и дефекты образования. При определенных условиях и усилиях с его стороны, из него еще может получиться Человек, надеюсь. :-)

Коммунизм есть учение в высшей степени аристократическое.

С.Бобров писал : "...говорить о Великой Октябрьской Социалистической революции можно только как о революции в узком смысле, как о государственном перевороте,...". ЗаКомР: Ты что, слепой кошачий, не видишь выступления сотни тысяч пролетариев крупных городов, организованные ревпартиями в Советы, закаленные в предыдущие годы в классовой борьбе ? Ты, пижон, даже не знаешь научно что такое революция, но жалкой Моськой брешешь в сторону Великой социалистической интеллигенции ! Выбирай выражение, пижон,ты на КРАСНОМ ТВ.

С.Бобров писал : "...капитализм как формация, в принципе не мог прекратить своё существование в то время. У «правоверных марксистов» это может вызвать когнитивный диссонанс". ЗаКомР : Слушай, сосун, из чьей лапы ты высосал,что согласно "правоверным марксистам ", будто капитализм в принципе может сам по себе прекратить свое существование ?

С.Бобров писал : "...капитализм как формация, в принципе не мог прекратить своё существование в то время. У «правоверных марксистов» это может вызвать когнитивный диссонанс". ЗаКомР : Слушай, сосун, из чьей лапы ты высосал,что согласно "правоверным марксистам ", будто капитализм в принципе может сам по себе прекратить свое существование ?

С.Бобров писал : "...капитализм как формация, в принципе не мог прекратить своё существование в то время. У «правоверных марксистов» это может вызвать когнитивный диссонанс". ЗаКомР : Слушай, сосун, из чьей лапы ты высосал,что согласно "правоверным марксистам ", будто капитализм в принципе может сам по себе прекратить свое существование ?

Основной вашей ошибкой товарищ Бобров, считаю неверное понимание роли производительных сил. В приведенных вами тезисах и выдержках из трудов классиков производственные отношения выступают как производные от производительных сил. Безусловно, производительные силы определяют развитие производственных отношений, но и производственные отношения влияют на изменение производительных сил. Ставя производственные отношения в однозначно зависимое положение от производительных сил, вы выбиваете краеугольный камень из-под всей теории Маркса. Соответственно вы не замечаете того факто что именно производственные отношения являются тем базисом, на котором зиждется политическая надстройка и строится классовая структура всего общества. Не понимая роли производственных отношений, невозможно понять и специфики сегодняшнего капиталистического способа производства. В рамках теории периферийного капитализма можно до посинения ждать, когда капитализм исчерпает себя в рамках своих производительных сил. Посмотрите на страны Латинской Америки, которые в рамках капитализма развиваются не первую сотню лет, но они, даже на сантиметр не приблизились к уровню развития производительных сил в странах капиталистического ядра. Упование только на производительные силы это чистая Белловщина. Посмотрите, какой скачек в развитии производительных сил сделало человечество за последние сто лет, а результат? Красные флаги не реют над Капитолийским холмом.

Развитие производительных сил не приведет автоматически к изменениям в производственных отношений (отношений собственности) так как и сами субъекты этих отношений осознают причины и последствия своих действий. Одним словом буржуазия сама штудирует «Капитал» и понимает к чему дело идет.

С вашей идеей союзов трудящихся знаком и она в целом интересна и в определенных условиях может быть успешной. Но вы подводите неверную теоретическую основу под вполне жизнеспособный проект. По поводу Советского Союза и роли партии и рабочего класса. Товарищи нужно заканчивать эту рефлексию и самобичевание. На определенном этапе рабочий класс потерпел поражение. В принципе, и я думаю многие с этим согласятся, основная причина поражения, предательство идей марксизма-ленинизма членами того самого авангарда который и должен был вести трудящиеся массы к светлому будущему. В свою очередь абсолютно очевидно, что в жестких условиях гражданской войны и в предвоенное и военное время социализм мог выжить только благодаря жесткой централизации системы управления в руках партии. С другой стороны понятно, что на коком-то этапе такая система изжила себя. Официальный авангард превратился в арьергард. Социализм требовал более глубокого и широкого вовлечения масс трудящихся в управление страной.

P.S. По поводу СССР и азиатского способа производства рекомендую почитать (если еще не ознакомились) Юрия Семенова. С этой теорией я не согласен, но ознакомится стоит, для общего развития.

«… законе соответствия производственных отношений степени развития производительных сил общества». «Если смотреть с позиции закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил общества, то в настоящее времени уже очевидно, что сто лет назад (да и значительно меньше) капитализм имел ещё огромный потенциал развития производительных сил общества, и, следовательно, капитализм как формация, в принципе не мог прекратить своё существование в то время.» «На самом деле борьба эксплуатируемых с эксплуататорами велась всегда, но к революциям, как к переходу из одной общественно-экономической в другую она приводит только тогда, когда производительные силы общества пройдут весь путь их развития в предыдущей формации.» Это любимый закон г-на Боброва, основа его «прагматизма и научного подхода». Итак, г-н С. Бобров формулирует: смена одной ОЭФ другой невозможна, пока не выработан весь ресурс ее развития. К какому выводу ведет данное утверждение? Поскольку в настоящий момент капитализм НЕ ВЫРАБОТАЛ ВСЕХ своих ресурсов развития, поскольку за последние 20 лет капитализм гигантски развил ( в 3 раза!!!), и продолжает развивать, производительные силы в планетарном масштабе - социалистическая революция невозможна. Грустный для всех нас вывод. К счастью, данный закон звучит иначе: обязательное соответствие производственных отношений характеру производительных сил. Не «уровню», не «степени», а характеру!!! Какой характер имеют сегодня, как и в 1917 году, производительные силы? Общественный. На чем основаны производственные отношения? На частной форме собственности. Несоответствие налицо. И само обобществление (а не капиталистическая национализация) средств производства, как составная часть социалистических преобразований, призвано уничтожить это несоответствие. Но этого то экономического закона г-н Бобров и не понимает. И на базе этой ошибки делает дальнейшие «теоретические навороты».

«Итак, г-н С. Бобров формулирует: смена одной ОЭФ другой невозможна, пока не выработан весь ресурс ее развития. К какому выводу ведет данное утверждение? Поскольку в настоящий момент капитализм НЕ ВЫРАБОТАЛ ВСЕХ своих ресурсов развития, поскольку за последние 20 лет капитализм гигантски развил ( в 3 раза!!!), и продолжает развивать, производительные силы в планетарном масштабе - социалистическая революция невозможна. Грустный для всех нас вывод. К счастью, данный закон звучит иначе: обязательное соответствие производственных отношений характеру производительных сил. Не «уровню», не «степени», а характеру!!! Какой характер имеют сегодня, как и в 1917 году, производительные силы? Общественный. На чем основаны производственные отношения? На частной форме собственности». – Автор: IVS, добавлено: 20.12.2013 - 16:00.

Итак, IVS вопрошает и сам отвечает, что, цитирую, «На чем основаны производственные отношения? На частной форме собственности».

Уважаемый IVS, если бы современные производственные отношения были основаны на только и исключительно частной форме собственности, то мы бы с вами имели начальное образование и верили тому, что Солнце вращается вокруг Земли. У нас не было бы ни радио, ни телевидения, ни сотовой телефонной связи, ни компьютеров, ни Интернет. За последние сто лет главная производительная сила развилась настолько мощно, что ей стали доступны до понимания и использования все эти технические изобретения.

Как так могло получиться, что нашим современникам удалось развить свою производительную силу до такого высокого уровня? На какой форме собственности шло это развитие? Вы утверждаете, что это развитие осуществлялось на частной форме собственности. Я с этим не согласен. Вот мои аргументы.

Я как личность развивался на основе коммунистической или общественной форме собственности и новых коммунистических производственных отношениях. Я закончил бесплатную (государственную коммунистическую) общую среднюю политехническую школу. Никакой частной собственностью я при этом не пользовался. Все школьное оборудование было коммунистическим. Учась в советском ВУЗе, я также не имел никаких отношений с частной формой собственности и с частнокапиталистическими производственными отношениями. Вся собственности и все отношения были коммунистическими. Более того, мне платили даже коммунистическую стипендию в 50 р. Учась в аспирантуре, я три года получал коммунистическую стипендию в 100 р. и имел трехлетний «выходной». У аспирантов была такая поговорка: спасибо партии родной – за трехлетний выходной.

Где вы здесь видите частную собственность и капиталистические производственные отношения? Я их не тогда не видел и сейчас не вижу. Поэтому моя производительная сила развивалась на базе коммунистической собственности и на коммунистической форме собственности. Если бы я жил в условиях дикого капитализма, т.е. общества в котором не было коммунистических отношений, то за развитие моей производительной силы мои родители и я, должны были бы заплатить наличными деньгами. Денег, наверное, хватило бы как у родителей моей бабушки, которая говорила мне, что она «…две зимы ходила в церковно-приходскую школу» (она была 1893 г. рождения). Вот ее производительная сила развивалась на основе частной формы собственности.

Что касается развитее материально-технических средств производства, то они в СССР развивались на базе государственно-кооперативной формы собственности, а в капиталистических странах – на базе частной формы собственности. Но в этих капиталистических странах главная производительная сила – человек, развивалась по опыту СССР на коммунистической форме собственности, а не на частнокапиталистической. Это достоверный и неопровержимый факт. Сегодня в России идет процесс капитализации развития человека и это ведет к его деградации, а не к повышению интеллектуального уровня. Замечу, что по уровню развития советские и постсоветские люди выше своих западноевропейских и американских коллег. Пожив там, мы в этом все убедились.

У меня лишь один вопрос: как скоро уровень развития главной производительной силы постсоветского общества достигнет такой степени зрелости, что большинство граждан осознают механизм превращения капиталистических производственных отношений в социалистические путем обобществления акций существующих ОАО. Осознав это, они осуществят замену капиталистических производственных отношений социалистическими отношениями в производственном секторе экономики и тем самым откроют простор для развития материально-технических производительных сил общества. Они же в 20-ые гг. прошлого века осознали необходимость введения коммунистических производственных отношений в социальном секторе народного хозяйства, благодаря которым, они впоследствии достигли очень высокого уровня своего развития. Первыми в мире слетали в космос! Это критерий быстроты или темпа развития главной производительной силы общества – человека. Этот темп был набран на основе коммунистических производственных отношений в сфере образования, медицинского обслуживания, библиотечного дела, социального страхования и т.д.

Сегодня капитализм все еще живет потому, что он живет в «симбиозе» с коммунизмом. Классовая борьба идет между коммунизмом и капитализмом. Капитализм всеми силами превращает коммунизм в социальном секторе экономике в капитализм, а коммунизм – всеми силами превращает капитализм в производственном секторе в социализм. Вот главный фронт классовой борьбы в современном обществе. Этот фронт был создан в результате всемирно-исторической победы Великой Октябрьской социалистической революции. На участках этого фронта достигаются победы и терпятся поражения. Но, наше дело правое и победа будет за коммунизмом. Для этого нужно удесятерить силы коммунизма, развить их до необходимого уровня. Этот процесс набирает мощность и недолог час, когда капиталистические производственные отношения в производственном секторе будут сознательно заменены гражданами социалистическими производственными отношениями.

Что Вы мне пишите про СССР. Что умерло, то умерло уже 22 года назад. И с этой даты производственные отношения во всем мире, за исключением социалистической Кубы и "экзота"-КНДР основаны именно на частной форме собственности. На Ваш вопрос. Большинство граждан НИКОГДА НЕ ОСОЗНАЕТ механизма мирного превращения капитализма в социализм. Потому, что большинство граждан достаточно умны, что бы понимать что такое государственная власть и какой силой она обладает.

«… коммунистам надо бороться не за приход коммунистической партии к власти, а за организацию широких масс трудящихся в самоуправляемую структуру, которая в процессе своего развития смогла бы перерасти в новую систему власти, власти трудящихся масс. А сами коммунисты, работая в этой структуре, должны направлять её деятельность в соответствующее русло.» Ну что ж, вот она главная, и единственная, «идея» С. Боброва. Что в сущности предлагается? В переводе на обычный язык – организация Советов. Советы, как известно, являются лучшей формой организации трудящихся. Но это не значит, что создавать их можно при сегодняшних условиях. Потому, что советы это орган массовой борьбы трудящихся против существующей власти, это органы новой системы власти. И только в таком виде они могут существовать. А в наших условиях они быстро сгниют и превратятся в говорильню. Почему сгниют? Потому, что массам быстро надоедят повторяющиеся без конца резолюции и протесты. А именно к ним и сведется работа «самоуправляющихся структур», поскольку реальными властными рычагами они обладать не смогут.

Автор статьи с целью формулировки своих утверждений относительно соответствия производственных отношений производительным силам ссылается на выводы классиков, в том числе и на то, что «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества». Вот этот вопрос и следует нам рассмотреть конкретнее. Возьмем, например, переход от феодализма к капитализму. Известно, что феодализм был более прогрессивной формацией по отношению к предыдущим. Её основные классы - феодалы, крестьяне и ремесленники. По мере того, как феодалы совершенствовали форму передачи земли в пользование крестьян, что сопровождалось формами ренты, они способствовали развитию инициативы крестьян, в результате рост производительных сил соответствовал производственным отношениям. Однако введение третьей формы ренты (денежной), что подтверждало развитие товарных отношений в результате развития производительных сил, ускорило развитие уже зародившихся капиталистических отношений. Вместе с тем, денежная рента сделала феодалов (их государственную власть)паразитами, тормозящими процесс дальнейшего развития производительных сил. И все же переход от феодализма к капитализму потребовал осуществления буржуазных революций, в которых были заинтересованы крестьяне и ремесленники. Здесь лишь зазначим, что переход от рабовладельческой формации к феодальной не потребовал революционного процесса, поскольку превращение рабов в крестьян с наделами земли (с правом пользования собственностью феодалов) было прогрессивным шагом общественного процесса. Как же этот процесс может решаться в условиях перехода от капитализма к коммунизму? При феодализме производителями были крестьянские и ремесленные хозяйства. Сумма их результатов составляла общественный доход. При капитализме производителями стали капиталисты, а бывшие крестьяне и ремесленники оказались вольнонаемной рабочей силой. Здесь мы имеем полное лишение доступа трудящихся к общественному продукту в условиях безработицы, чего ранее не существовало. А поскольку по мере бурного развития технического прогресса все меньше и меньше требуется живого труда в производстве, то по мере развития капитализма проблема распределения благ потребления все более обостряется. Получается парадоксальная ситуация: при феодализме трудящиеся результатами своего труда "делились" с феодалами, а при капитализме уже кормильцами целого общества оказались владельцы средств производства (капиталисты), однако делиться своими "плодами" могут только с теми, кто на них работает. А таких становится все меньше и меньше из-за технического прогресса. И что же делать голодным безработным? А в целом получается парадоксальная ситуация: производственные отношения не удовлетворяют дальнейшее прогрессивное движение производительных сил, что вызывает периодические экономические кризисы, но в современном обществе не набюдается вызревания элементов производственных отношений следующей формации. Такими элементами по идее должны быть силы, способные дальше двигать развитие производительных сил. Ведь именно такими двигателями в свое время были начинающие капиталисты. Однако если внимательней присмотреться к данной проблеме, то становится понятным, что капитализм практически решил главный вопрос общественного развития - создал достаточный задел научно-технического потенциала, который полностью снимает проблему выживания человечества на планете. Человечество при правильном использованиии указанного потенциала имеет как возможности, так и гарантии организовать достойную жизнь каждому человеку на планете. Дело стоит лишь за достаточным осмысливанием как возможностей, так и причин необеспечения этих требований. Значит, все упирается в диалектический переход от количествественного мировосприятия к качественному. Человечеству нынче как никогда требуются научное обоснование своей жизни в качественном измерении. Знания, и только знания в области организации общественной жизни способны победить разрушителя планеты - капитализм. Все, что осмысленно, и есть оружием к действию!