Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+8
+
+

Пролетарии второго порядка

Опубликовано:  15.03.2015 - 16:48
Корреспондент:  Вячеслав Волков
Классификация:  Марксизм 

Осенью 2007 года в Питере протестовали водители Главпочтамта. Даже блокировали своими машинами въезд во двор здания. Мы с ребятами из левого движения обсуждали такой факт. И тут один сказал, что эти водители – не пролетарии. Ведь они ничего не производят и зарплату им платят из госбюджета. Ему возразили, что они производят транспортные услуги. А в СССР государство почти всем платило зарплату. Так что, там не было пролетариев? Начался спор. Как часто бывает, ничего не решили.

Но ведь нужно знать, на кого опираться левому движению, а на кого не очень. Сам не раз видел, как определение пролетариата дают такое широкое, что под него подойдет кто угодно. Вроде того, что пролетарии – это все бедные и эксплуатируемые. Или все, кто не командует другими. Думаю, это неспроста. Так чужакам легче примазаться к движению и как раз командовать им. Желающих уже хватает.

Тогда на сходке решили выяснить, как на вопрос о пролетариате отвечает марксизм. Мне поручили подготовить что-то вроде доклада. Вот я и стал разбираться.

Пролетарий, не пролетарий

Сначала я искал у Маркса определение, как в учебнике: «пролетарии – это ...». В знаменитом «Манифесте коммунистической партии» вроде бы есть такое место. В примечании Энгельса к главе «Буржуа и пролетарии» английского издания от 1888 года говорится: «Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу». Но чем больше читал, понимал, что этим дело не ограничивается. Оказалось, что пролетарии бывают разные! А бывает, что ты как бы и пролетарий, и нет. От таких головоломок даже дух захватывало!

Продолжил поиск в «Капитале» Маркса. Пользовался Избранными сочинениями в 9 томах (М., 1987-1988). В конце 7-го тома, где напечатан первый том «Капитала», я обнаружил «Предметный указатель». По нему нашёл следующее (начало главы 23, сноска – стр. 574): «Под «пролетарием» в экономическом смысле следует понимать исключительно наемного рабочего, который производит и увеличивает «капитал» и выбрасывается на улицу, как только он становится излишним для потребностей возрастания стоимости «господина капитала».

Но вот что означает «производить и увеличивать «капитал»? В том же первом томе «Капитала» (в начале главы 14) Маркс дал такое определение: «Рабочий производит не для себя, а для капитала. Поэтому уже недостаточно того, что он вообще производит. Он должен производить прибавочную стоимость (выделено мной – авт.). Только тот рабочий производителен, который производит для капиталиста прибавочную стоимость или служит самовозрастанию капитала. Так, школьный учитель, – если позволительно взять пример вне сферы материального производства, – является производительным рабочим, коль скоро он не только обрабатывает детские головы, но и изнуряет себя на работе для обогащения предпринимателя. Вложит ли этот последний свой капитал в фабрику для обучения или в колбасную фабрику, от этого дело нисколько не меняется. Поэтому понятие производительного рабочего включает в себя не только отношение между деятельностью и ее полезным эффектом, между рабочим и продуктом его труда, но также и специфически общественное, исторически возникшее производственное отношение, делающее рабочего непосредственным орудием увеличения капитала. Следовательно, быть производительным рабочим – вовсе не счастье, а проклятие».

Значит, в определении пролетария важно вовсе не то, что именно делает наемный работник, а то, приносит ли он хозяину прибыль или нет. Как пример «производительного рабочего» Маркс даже приводит интеллигента-учителя в частной школе!

Продолжил поиск в самом большом собрании сочинений Маркса и Энгельса, 2-е Издание. Кстати, и здесь очень помогли «Предметные указатели». И вот что я нашел. Маркс пишет так (т. 49, стр. 99): «Из предыдущего изложения следует, что быть производительным трудом есть назначение труда, которое само по себе абсолютно ничего общего не имеет с определенным содержанием труда, с его особой полезностью, или своеобразной потребительной стоимостью, в которой он выражается.

Поэтому труд одного и того же содержания может быть производительным и непроизводительным».

Оказывается, один и тот же вид труда может быть одновременно пролетарским и непролетарским по содержанию!

Или по-другому: всякий пролетарий – наемный работник, но не всякий наемный работник – пролетарий. Об этом мы тоже спорили. Ребята говорили: все, кто работают по найму, за зарплату – пролетарии. И тогда выходило, что пролетарии это судьи, полицаи, офицеры, всякие чиновники. Вот так пролетарии!

Вчитавшись, я рассудил так: если кладу кирпичи в стену фабрики, которая будет давать капиталисту прибыль – я пролетарий. А если кладу такие же кирпичи в стену дачи капиталиста, то уже не пролетарий. Ведь дача, в отличие от фабрики, прибыль не приносит. Наоборот, на дачу он тратит деньги, полученные на фабрике.

То же – бюджетники. Часто их относят к пролетариям, так как они работают по найму и их зарплата с виду не отличается от пролетарской. У Маркса сказано и об этом. Точнее, он цитирует другого известного экономиста Адама Смита и соглашается с ним: «Труд некоторых наиболее уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не фиксируется или не овеществляется ни в каком длительно существующем предмете, или пригодном для продажи товаре... Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот являются непроизводительными работниками. Они – слуги общества и содержатся на часть годового продукта труда других людей...» (Собрание Сочинений М. и Э., 2-е Издание, т. 26 ч. I, стр. 141).

Врач в частной больнице – пролетарий, так как своим трудом обогащает хозяина. Такой же наемный врач в муниципальной больнице своим трудом никого не обогащает и потому не пролетарий. Даже больше. Он делает полезную работу, но его труд не создает богатство, а расходует. Ведь муниципальный бюджет, откуда ему платят зарплату, в основном взят из налогов. А налоги – в основном из прибыли, созданной пролетариями.

Это не все. Маркс разделяет пролетариев на различные категории.

Разные пролетарии

Пролетарием может быть как один человек, так и несколько человек, рассмотренные «как одно целое». К примеру, коллектив цеха, вместе с теми, кто напрямую не работает за станком или на конвейере. Это будет «совокупный рабочий». В уже упомянутой главе 14 первого тома «Капитала» есть такое: «... уже самый кооперативный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного работника. Теперь для того, чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно прилагать свои руки; достаточно быть органом совокупного работника, выполнять одну из его подфункций. Данное выше первоначальное определение производительного труда, выведенное из самой природы материального производства, всегда сохраняет свое значение в применении к совокупному работнику, рассматриваемому как одно целое. Но оно не подходит более к каждому из его членов, взятому в отдельности».

Еще раз вернусь к тому 49 (стр.95): «(...) так как с развитием реального подчинения труда капиталу или специфически капиталистического способа производства не отдельный рабочий, а все более и более общественно комбинированная рабочая сила становится действительным исполнителем совокупного процесса труда, и различные рабочие силы, которые объединяются и образуют совокупную производительную машину, весьма различным образом участвуют в непосредственном процессе создания товаров, или, здесь лучше сказать, продуктов, – один больше работает руками, другой больше головой, один как управляющий, инженер, технолог и т. д., другой как надсмотрщик, третий непосредственно как рабочий физического труда или даже как простой подручный, – то все большее количество функций рабочей силы входит в непосредственное понятие производительного труда, а их носители все больше относятся к категории производительных рабочих, непосредственно эксплуатируемых капиталом и подчиненных его процессу увеличения стоимости и процессу производства вообще. Если рассматривать совокупного рабочего, из которого состоит цех, то его комбинированная деятельность воплощается непосредственно в совокупном продукте, который вместе с тем есть совокупная масса товаров, причем совершенно безразлично, находится ли функция отдельного рабочего, который является только одним из звеньев этого совокупного рабочего, дальше или ближе к непосредственному ручному труду».

Выходит, тот же рядовой технолог сам по себе не пролетарий. Но как часть коллектива цеха – «совокупного рабочего», он уже пролетарий! Значит, технолог это пролетарий, но уже не чистой воды, а как бы второго порядка.

Вообще, у Маркса много таких вроде бы противоречий. На самом деле, это марксистская диалектика – наука о взаимосвязи предметов и явлений, о движении и развитии мира в результате его внутренних противоречий. А таких противоречий в жизни полно на каждом шагу. Только мы часто об этом не думаем. Возьмем работу на заводе или на фабрике. Никто не любит ходить на работу. Ведь, действительно, быть пролетарием – это проклятье. Доказывать это, думаю, надо только тем, кто сам там не работает. Но как только мы теряем эту проклятую работу, сразу бежим устраиваться на новую. Переживаем, если не находим ее. Ведь деньги заработать больше негде. Не воровать же. Или другое – те же деньги. Каждый знает, сколько из-за них сделано подлостей и преступлений, не говоря о просто нехороших поступках. Тут не обязательно книги читать или новости смотреть. Примеров полно в обычной жизни. Но и без денег нельзя – так жизнь устроена. По крайней мере, пока это так...

Деление пролетариев у Маркса идет дальше. Он рассматривает наемных торговых работников. Таких сегодня очень много. Даже, оказывается, теория есть, что пролетариат исчезает, потому, что с фабрик и заводов люди уходят работать в торговлю, сферу услуг, науку, образование и т.д. Так продавец в супермаркете пролетарий или нет? В третьем томе «Капитала» об этом есть целая глава «Торговая прибыль».

К вопросу Маркс подошел издалека. Он посмотрел на торговца только как на торговый отдел при фабрике. Так ведь и есть, торговец продает лишь то, что произвел фабрикант. Многие фабриканты даже не имеют дела с торговцем, а сами продают свой товар. Значит, выделение торгового отдела фабрики в самостоятельное предприятие сути дела не меняет. Еще раньше Маркс доказал, что прибыль капиталиста получается из неоплаченного труда его рабочих, а не из надбавки к стоимости товара. То есть, прибыль создается на производстве, а не при продаже товара. Но откуда тогда прибыль у торговца?

Маркс пишет: «Это – только внешняя видимость, будто торговая прибыль есть простая надбавка, номинальное повышение цены товаров выше их стоимости». (3 том «Капитала», глава 17, – «К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные сочинения в 9 томах. М., 1987-1988», т. 9, стр. 274). На самом деле источник дохода другой: «Отношение купеческого капитала к прибавочной стоимости иное, чем отношение промышленного капитала. Последний производит прибавочную стоимость путем непосредственного присвоения неоплаченного чужого труда. Первый присваивает себе часть этой прибавочной стоимости, заставляя промышленный капитал передать ему эту часть» (там же, стр. 285).

Это относится не только к торговцу, но и к другим видам капиталистов. «Капиталист, производящий прибавочную стоимость, т. е. высасывающий неоплаченный труд непосредственно из рабочих и фиксирующий его в товарах, первый присваивает себе прибавочную стоимость, но отнюдь не является ее окончательным собственником. Он должен затем поделиться ею с другими капиталистами, выполняющими иные функции в общественном производстве в его целом, с земельным собственником и т. д. Таким образом, прибавочная стоимость расщепляется на различные части. Различные ее доли попадают в руки лиц различных категорий и приобретают различные, самостоятельные по отношению друг к другу формы, каковы: прибыль, процент, торговая прибыль, земельная рента и т. д.» (первый том «Капитала», начало седьмого отдела «Процесс накопления капитала»). Тут, понятно, разговор не об отдельных случаях, которые могут отличаться от правила, а о самом общем правиле.

Получается так: фабрикант, чтобы не возиться с продажей товара, уступает его торговцу чуть дешевле настоящей стоимости. Он делится частью прибыли. А торговец плюсует эту разницу к стоимости товара и потому продает его не выше стоимости, а как раз по ней. Торговец получает часть прибыли, созданной на производстве, за то, что освободил фабриканта от проблем с продажей товара.

Отсюда вывод уже о торговом работнике: «Но между ним и рабочим, непосредственно занятым промышленным капиталом, должно существовать такое же различие, какое существует между промышленным капиталом и торговым капиталом, а потому между промышленным капиталистом и купцом» (3 том «Капитала», глава 17, «К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные сочинения в 9 томах. М., 1987-1988», т. 9, стр. 285). Вот это различие: «Подобно тому, как неоплаченный труд рабочего непосредственно создает для производительного капитала прибавочную стоимость, неоплаченный труд торговых наемных рабочих создает для торгового капитала участие в этой прибавочной стоимости» (там же, стр. 285). Связь продавца с реализацией заложенной в товаре прибыли настолько прямая, что часто его заработок начисляется как процент от этой прибыли.

Заработок продавца и т.п. работников определяется вполне по-пролетарски: «Торговый рабочий непосредственно не производит прибавочной стоимости. Но цена его труда определяется стоимостью его рабочей силы, следовательно издержками ее производства, тогда как проявление этой рабочей силы в действии, ее напряжение, расходование и снашивание, как и у всякого другого наемного рабочего, отнюдь не ограничено ее стоимостью. Поэтому его заработная плата не стоит ни в каком необходимом соотношении к массе прибыли, которую он помогает реализовать капиталисту. То, чего он стоит капиталисту, и то, что он ему приносит, – это различные величины. Он приносит ему прибыль не потому, что непосредственно создает прибавочную стоимость, а потому, что помогает уменьшить издержки реализации прибавочной стоимости, поскольку он выполняет отчасти неоплаченный труд» (там же, стр. 292).

Словом, и здесь получается – раз наемный продавец обогащает своего хозяина, то он – пролетарий. Но раз он не производит прибыли, а только перераспределяет ее в пользу хозяина, то пролетарий, опять же, как бы второго порядка.

Думаю, такой подход верен и для разных работников сферы услуг, связи и т.д. Для хозяина они сугубые пролетарии, так как обогащают его своим наемным трудом. А для общества они пролетарии второго порядка, так как не создают вещи, в которых заложена прибыль, а за те или иные услуги переправляют хозяину прибыль, созданную другими.

Интересно и то, что писал Маркс в конце той же главы «Торговая прибыль» (3-й том «Капитала») о дальнейшей судьбе работников этой сферы: «Собственно торговый рабочий принадлежит к лучше оплачиваемому классу наемных рабочих, к тем, труд которых есть квалифицированный труд, стоящий выше среднего труда. Между тем с прогрессом капиталистического способа производства заработная плата имеет тенденцию понижаться даже по сравнению с заработной платой среднего труда. Отчасти это происходит вследствие разделения труда внутри конторы, при котором необходимым является лишь одностороннее развитие способности к труду и издержки производства такого развития отчасти ничего не стоят капиталисту: искусство рабочего развивается самой функцией, и притом тем быстрее, чем одностороннее она становится с разделением труда.

Во-вторых, вследствие того, что начальное образование, знание торговли и языков и т. д. с прогрессом науки и народного образования приобретаются все быстрее и легче, становятся все более общераспространенными, воспроизводятся тем дешевле, чем больше капиталистический способ производства направляет методы обучения и т. д. на практические цели. Распространение народного обучения позволяет вербовать этого рода рабочих из таких классов, которым раньше был закрыт доступ к этим профессиям, которые привыкли к сравнительно худшему образу жизни. К тому же оно увеличивает наплыв и вместе с тем конкуренцию. Поэтому, за некоторыми исключениями, с прогрессом капиталистического способа производства рабочая сила этих людей обесценивается; их заработная плата понижается, тогда как их способность к труду увеличивается. Капиталист увеличивает число таких рабочих в тех случаях, когда необходимо реализовать больше стоимости и прибыли. Постоянное увеличение такого труда является следствием, но отнюдь не причиной увеличения прибавочной стоимости».

Итоги

За последние годы довелось прочесть много нынешней левой литературы. Но Маркса читать интереснее, хотя и труднее. Пишет он местами мудрено. Зато теперь яснее, на кого в первую очередь нужно опираться левым.

Капитализм существует ради прибыли. Люди, которые ее производят – пролетарии, они держат в руках его судьбу. Удары от остальных капитализму не очень опасны. Они не могут дотянуться до его сердца! Поэтому нужно точно знать, что за люди пролетарии, во всех тонкостях и оттенках. А есть еще смешанные и переходные формы. Всю эту теорию надо изучать. Иначе у левых не будет никакой серьезной практики.

А на изначальный вопрос о водителях почтамта думаю ответить так: если бы они работали на частника, то были бы пролетариями. Во втором томе «Капитала» Маркс пишет о «транспортных издержках» (глава 6, стр. 169-170, М. 1974): «Количество продукта не увеличивается вследствие его перевозки. Все перемены, произведенные перевозкой в естественных свойствах продуктов, за некоторыми исключениями, являются не преднамеренным полезным эффектом, а неизбежным злом. Но потребительная стоимость предметов реализуется лишь в потреблении их, а это последнее может сделать необходимым их перемещение, следовательно, сделать необходимым дополнительный производственный процесс транспортной промышленности. Поэтому вложенный в нее производительный капитал присоединяет стоимость к транспортируемому продукту, отчасти вследствие перенесения стоимости средств транспорта, отчасти вследствие того, что стоимость присоединяется трудом на транспорте. Эта последняя надбавка стоимости распадается, как и вообще при капиталистическом производстве, на возмещение заработной платы и на прибавочную стоимость».

Но почта частью финансируется государством, частью сама зарабатывает. Ведь мы платим за разные почтовые услуги. Хозяин почты – государство – имеет от нее как расходы, так и прибыль. Поэтому здешние работники наполовину бюджетники, наполовину пролетарии. Они полупролетарии. Вот еще грань пролетарского состояния! И здесь получаем как бы пролетариев второго порядка.

В. Худобеднов

Добавить комментарий (всего 14)

На какой пролетариат 1-го, 2-го или n-го порядка можно положиться в деле освобождения Пролетариата в целом от эксплуатации Капиталом? Чтобы ответить на этот вопрос нужно исследовать всю градацию капиталистов 1-го, 2-го и n-го порядков. Эту работу, в сущности и проделал К.Маркс, сделав чёткий вывод о непримиримом противоречии между «трудом» и «Капиталом».

Это противоречие по логике прогрессивного социального развития общества должно быть устранено и именно так, как предсказал Маркс: пролетариат освобождает себя и всё общество от рабства Капиталом, но при этом так преобразует «экономическую систему движения капитала», чтобы она выполняла только свойственные её чисто экономические функции, исключая эксплуатацию человека человеком.

Кроме того Маркс прекрасно понимал всё усложняющуюся социальную и классовую стратификацию общества. Но для главного вывода о возможности дальнейшего посткапиталистического прогрессивного развития общества важно было определить главное противоречие капиталистической системы, неотвратимо ПОЛЯРИЗУЮЩЕЕ общество в постоянной «войне всех против всех».

Маркс был, прежде всего. Теоретиком, тем более в эпоху, когда практическая борьба за социализм ещё только начиналась и разрабатывал в основном общие базовые категории и понятия. Для В.И.Ленина борьба за социализм была уже сугубо практическим делом, где стратегия напрямую зависела от тактики, воплощённой в действия с конкретными организационными формами. Тоесть, понятие «обобществления производства» нашло своё реальное воплощение в формировании, развитии и взаимодействии рабочих, крестьянских и всех прочих трудовых, научных и учебных коллективов трудящихся — в создании первой в мире саморазвивающейся национальной системы реального социализма.

К сожалению, вместо детального углублённого изучения этой системы во всех аспектах её социальной, экономической, политической, научной, культурной и прочих подсистем, даже «левые» теоретики торопятся обозвать её каким-то одним понятием: «тоталитарная», «мутантная», «система одного завода» и т. д. Отсюда у них следует вывод, что попытку построения социализма нужно просто повторить, возвратившись к исходной борьбе пролетариата с буржуазией, к пролетарским Советам, к диктатуре пролетариата...

Но кто был в первых рядах разрушителей советской экономической и политической системы? Разве не докеры в Польше и шахтёры в России? А сегодня на Украине, где развернулась открытая борьба с фашизмом, напрямую финансируемым олигархами — это кто стучал касками в Киеве, вымаливая повышение зарплаты?

Настоящая проблема выхода из современного общего социального кризиса совсем не в том, чтобы найти удачное определение «пролетариата, который готов идти на любые баррикады, поскольку ему «нечего терять...».

Политическая система социализма в результате целенаправленных действий пятой колонны и ельцинского государственного переворота была разрушена, но и никакой «капиталистической системы» не возникло — это факт, не смотря на всё повторяющиеся попытки внедрения западной модели империализма. Ссылки на географию и особый менталитет русского народа малоубедительны. Вот здесь определений много: бандитский беспредел, фашиствующая олигархия, почти поголовная системная коррупция и т. д. Перестала восприниматься всерьёз и либеральная мифология «переходного периода» - непонятно к чему. Лучше звучит «период выживания и выжидания» (слишком затянувшийся), вызванный небывалым в истории шоком от предательства управленческой верхушки.

И пока мы коммунисты не займёмся серьёзным детальным изучением собственной истории реального социализма и построением понятных всему трудовому народу Проектов и Моделей возрождения и дальнейшего развития социализма, мы так и будем всё глубже погружаться в бандитскую анархию, которая пока ещё в России пытается рядиться в красивые правовые одежды, в то время как на Украине уже показала свой истинный фашистский облик.

Итак, мой вывод такой: методология марксизма призывает изучать, прежде всего, целостную систему советского социализма на том этапе, на котором было прервано её развитие. В ней понятие пролетариата не только не первично, а малосущественно. Цепляться за определения без наполнения их современным содержанием — чистейшей воды догматизм. Николай Градов.

Огромное спасибо за статью, редко встретишь столь достаточно серьёзное исследование. Вопрос даже не самих выводах, к которым и претензий особых нет. Вопрос в том, что автор не поленился и проделал довольно большую работу, обобщив на фактическом материале воззрения Маркса по пролетариату. Для догматиков, которых в современном коммунистическом движении хоть пруд пруди, это как холодный душ для алкашей. И дело не в том, что это как лекало можно накладывать на современное общество, развивалось общество, развивался и пролетариат. А в том, что это позволяет пойти дальше и определится с тем, какие слои современного общества реально могут стать новым господствующим классом, т.е. кто реально является современным пролетариатом и их равноправными союзниками.

Прошу прощения, неудачно разместил, это не ответ Градову, это отзыв на статью в целом.

Совершенно согласен с Николаем Градовым. Хочу добавить.Вывод автора об отсутствии пролетариев по выполнении работы почтовых отправлений государственной почтовой связи ошибочны поскольку государство наряду с "частниками" является тоже капиталистом. Форма и содержание эксплуатации та же. Работники не имеющие дисциплинарно-административных распорядительных функций в процессе производства и живущие исключительно продажей своей рабочей силы и есть пролетарии если они заняты на любом капиталистическом предприятии.

ДИЛЕТАНТАМ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА.

"...Только буржуазная ограниченность, считающая капиталистические формы производства абсолютными его формами, а следовательно вечными естественными формами производства, может смешивать вопрос о том, что такое производительный труд с точки зрения капи-тала, с вопросом, какой труд вообще является производительным, или что такое производительный труд вообще;..." ( Маркс т.26,ч.1,стр.400 )

Пролетариат - это класс производителей "ВООБЩЕ",в том числе и в капиталистическом смысле!!!

Для которого характерны:

а) материальная сфера производства

б) прибавочный труд

в) непосредственное участие в производстве или перемещении материального продукта

Пролетариат - это основа любого общества, занятая его непосредственным воспроизводством и расширением,на прибавочном продукте которого паразитируют и засоряют мозги рабочим такие дилетанты-левачки,как худобедновы,двуреченские,осины и все остальные 99,9% комментаторов данного сайта.

Волшебнику. В буржуазном общественном производстве продукт не ПРОИЗВОДИТСЯ пролетариями.Основоположники Маркс и Энгельс называют пролетариев производителями имея в виду,что продукт производства это проявленная рабочая сила пролетариев.Основоположники первыми научно открыли постоянно указывали,что рабочая сила пролетариев на производстве не принадлежит самим пролетариям, рабочая сила пролетариев куплена,принадлежит и употребляется производителем -- буржуинами. Так что,Волшебник,"ВООБЩЕ"производят не ослы,а хозяева ослов,употребляющие принадлежащие им ослов на производстве.

Широко распространенное заблуждение, когда весь пролетариат называют "рабочей силой", по аналогии с рабочими животными. Но, продукт производства не есть проявленная рабочая сила, как и "лошадинная сила" автомобиля не есть показателем перемещения автомобиля. Проявленная рабочая сила заключается в ПРОЦЕССЕ ТРУДА, и продукт производства это не проявленная рабочая сила, а проявленный труд пролетариата. Продукт производства проявляется через целенаправленный труд, который невозможен без наличия у пролетариата способности к труду, рабочей силы. Рабочая сила всецело принадлежит пролетариату и не может быть из него вычленена. Поэтому она не может быть продаваема. Но пролетариат, обладающий рабочей силой, может быть нанят для производственных работ на определенный срок и уже в процессе производства, с использованием своей рабочей силы, пролетариат производит продукт, как необходимый, так и прибавочный. В процессе эксплуатации пролетариата нет акта купли-продажи, есть акт найма на определенный срок для эксплуатации. Пролетариат вцелом нанимается не для производства какого-то количества продукта, а для участия в процессе производства вообще, он производит столько, сколько может за все время найма.

Человек не машина, которую можно сдавать в аренду. Известно, что по договору аренды машина во время эксплуатации незначительно теряет свою экономическую ценность. Если даже теряет, то ремонтируется. Человек - не машина он отдает капиталисту свою рабочую силу безвозвратно. Теряя её за деньги (заработную плату). В процессе производства капиталист эксплуатирует пролетария заключая с ним (трудовой) а по сути договор купли-продажи рабочей силы. Которая в совокупности представляет здоровье человека, его технические способности к труду. Стоимость этой рабочей силы определяется перечисленными потерями и воспроизводством новой рабочей силы. То есть содержание и воспитание семьи и детей. Будущих пролетариев. Поэтому пролетарий и класс пролетариата стремились и всегда будут стремиться к уничтожению эксплуатации человека-человеком. Прибавочный стоимость должна создаваться только благодаря эксплуатации техники. Что возможно только в условиях бесклассового общества. Когда прибавочная стоимость человека будет присваиваться самим человеком Который будет жить в обществе не по принципу от каждого по способности каждому по труду, а по принципу от каждого по способности каждому по потребности.

Ну и логика у вас... Могу согласиться с вашим глубокомысленным "Человек не машина, которую можно сдавать в аренду", но это не исключает то, что мы видим в повседневной жизни, трудящиеся сдают себя в найм капиталисту. Тут, если вы присмотритесь, есть некая аналогия, машины можно сдать в аренду, трудящегося можно нанять, общее здесь то, что процесс и аренды и найма длителен, а не одномоментен. И там и там эксплуатируется либо машина, либо трудящийся, некоторый срок, в течение которого и трудящийся и машина переходят в совеобразную "собственность капиталиста", что доает капиталисту возможнорсть повременной эксплуатации, уплачивая стабильную цену независимо от результатов эксплуатации. По отношению к трудящемуся, такая процедура взаимоотношений трудящийся-капиталист является условием производства прибавочной стоимости. Посмотрим что вы пишете: "Человек - не машина он отдает капиталисту свою рабочую силу безвозвратно.", чуть не написали и безвозмездно. Вы разве не знакомы с неудачным но широко распространенным марксистским мнением, что человек ПРОДАЕТ свою рабсилу капиталисту? А это что за перл далее: "Теряя её за деньги (заработную плату)"? Как это можно терять за деньги? Ваш стиль вызывает интеллектуальнйы шок. А это что: "В процессе производства капиталист эксплуатирует пролетария заключая с ним (трудовой) а по сути договор купли-продажи рабочей силы."? В процессе производства капиталист никаких договоров с пролетарием не заключает, договор найма заключается ДО процесса производства и является основанием для начала процесса производства. Трудовой договор никак по сути не является договором купли продажи. В договоре купли-продажи предполагается конкретное и недвусмысленное указание на то, что покупается, его качество, количество, цена единицы, общая сумма, время поставки и место получения, условия возврата при неудовлетворительном качестве, различные пени и нустойки при нарушении условий договора и т.п.. Договор купли-продажи исключает возможность извлечения с его помощью прибавочной стоимости, так как один продает, а другой уплачивает за покупку ПОЛНУЮ, заранее оговоренную цену, это договоренный ЭКВИВАЛЕНТНЫЙ обмен, исключающий воровство, каким и является присвоение прибавочной стоимости. Где вы видели договор купли-продажи по которому покупатель берет у продавца товар, оплачивает его, а затем требует у продавца отдать ему за просто так дополнительное количество товара? Как вы думаете, как называется фигура из трех пальцев, которую ему покажет продавец?

Другое дело отношения найма. Договор найма предполагает работу на определенный период за определенныю плату. При этом пролетарий работает трудовой день и производит столько продукции, сколько может, но получает за это заранее оговоренный дневной заработок. Заработок отрывается от количества произведенного продукта или заранее меньше стоимости дневной нормы выработки, что не фиксируется договором найма, этот договор не ограничивает интенсивность эксплуатации пролетария, что и есть источником производства прибавочной стоимости. Его суть в том, что из пролетария выжимается сколько возможно, но за этот процесс уплачивается фиксированная плата. Производство прибавочной стоимости возможно только через процесс найма и невозможно через акт купли-продажи. Акт купли-продажи не имеет такого нужного для производства прибавочной стоимости компонента, как ВРЕМЯ эксплуатации. Купля-продажа не предполагает эксплуатации, это эквивалентный обмен потребительских стоимостей. Пролетарий, нужно и полезно более глубоко смотреть на процессы и явления, а не бездумно повторять некоторые упрощения в марксизме, сделанные не для того, чтоб строить на них теорию, а исключительно для сравнительного понимания экономических процессов. Маркс унифицированно подходил к анализу капиталистического товарного производства, поэтому искусственно ввел понятие "особого товара, рабочей силы", искусственного "приравнивания" рабочей силы к товару, как единственного исключения в категории "товар", так как понятие "рабочая сила" не имеет признаков понятия "товар". С теоретической точки зрения это отступление понятно и имеет смысл, но догматики возвели это отступление в абсолют и, что самое недопустимое, они стали делать из этого допущения ПРАКТИЧЕСКИЕ выводы, что есть принципиальная ошибка. Так как взгляд на эксплуатацию как на акт купли-продажи товара, меняет формы борьбы с эксплуатацией на ложные, эксплуатация при этом выступает как зло от которого необходимо избавиться. Но эксплуатация явление неизбежное, как процесс получения ресурсов, необходимых для функционирования общества, в том числе и коммунистического, человек не должен ограничиваться производством только для своего потребления, он должен производить больше, что и есть эксплуатация. Бороться следует не с эксплуатацией, а с ее уровнем и с формой присвоения прибавочной стоимости или, если хотите, добавочной стоимости, что в пинципе по содержанию одно и то же. Пролетарий, не забывай совета Козмы Пруткова "Зри в корень!", а то ваши мысли незрелы. http://www.anafor.ru/prutkov/prutkov01.htm

Специально для А-Ивана и всех кто разделяет его точку зрения. В марксизме при определении пролетарий (пролетариат) упоминается не договор найма, а продажа рабочей силы. По договору найма подразумевается партнерство не обремененное нарушением юридических прав сторон. Пролетарий и капиталист не партнеры. Пролетарий находится на положении, когда вынужден работать на капиталиста отчуждая от себя то, что ему принадлежит-свою рабочую силу поскольку на карту поставлено само существование человека (его жизнь и жизнь членов семьи). Пролетарий не просто работает у капиталиста, а работает на капиталиста в прямом смысле. Что является определяющим его социального и политического статуса. Пролетарий создает для капиталиста прибавочную стоимость или прибавочный капитал. Иными словами его нещадно эксплуатируют. Эксплуатация человека человеком есть позорное и нетерпимое, в отношении между людьми. Которое становится основанием к активному меж классовому сопротивлению и революциям. Продажа рабочей силы это форма эксплуатации известная со времени рабовладельческого строя когда неотъемлемые составляющие личности человека становятся предметом купли-продажи. И наверно не случайно при капитализме появилось слово рабочий имеющее корень раб. Буржуазия всячески скрывает эксплуатации режась в одежды человеколюбия, партнерства, равенства. Попытка заменить продажу рабоче силы на наем один из методов достижения поставленной ими цели.

Во как вас, Пролетарий, оказывается договор нама трудящегося для работ у капиталиста подразумевает ПАРТНЕРСТВО! Лихо, может и капитализм для вас тоже партнерство трудящегося и капиталиста? Взаимоотношения трудящийся-капиталист регулируются договором найма, или может вы сделали какое-то открытия, опровергающие эту форму? Поделитесь.

Вот вы пишете: "Пролетарий не просто работает у капиталиста, а работает на капиталиста в прямом смысле.", вы же должны бы, согласно своим представлениям, написать: Пролетарий не просто продает капиталисту свою рабочую силу, а продает ее капиталисту в прямом смысле. Как вам такая ваша логика? Вы пишете РАБОТАЕТ на капиталиста, а пытаетесь убедить оппонента в том, что пролетарий продает свою рабсилу. Так всеже, пролетарий работает у капиталиста по найму, согласно трудового договара, или как купец продает свою рабсилу? Зря тогда говорят, что пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, у пролетария оказывается есть рабсила, которой он может торговать.

Пролетарий, объясните, как продажа может быть формой эксплуатации? Эксплуатация ведь выражается в добровольно-принудительном труде на капиталиста и прибавочный продукт появляется в результате труда, а не акта купли-продажи.

А-Ивану. Возражение комментируемого не могут быть по известным причинам объективны. Для установления истины требуются комментарии других лиц. Ваши возражения на критику вашей позиции ничего кроме раздражения не несут. Постарайтесь подойти к работе в КТВ более конструктивно. С уважением.

Автор пишет:" Хозяин почты – государство – имеет от нее как расходы, так и прибыль". ЗаКомР: В таком случае Почта России является частным капиталом в форме государственного капитала. А работники Почты России,в том числе водители,являются пролетариями. В научной марксистской политэкономии нет обывательского понятия "полупролетарии".

"Выходит, тот же рядовой технолог сам по себе не пролетарий. Но как часть коллектива цеха – «совокупного рабочего», он уже пролетарий!"

"Совокупный рабочий" = "пролетарий" (!!!)

Вы там получше покопайтесь, может и пролетария эн-ного порядка отыщете..