Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+1
+
+

Взлёт и падение города Махагонни

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  09.06.2011 - 09:02
Классификация:  Музыка 

Курт Вайль/Бертольд Брехт.

"Возвышение и падение города Махагонни (Взлет и падение города Махагонни)"

оригинальное название: "Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny",

английское название: "Rise and Fall of the City Mahagonny".

Политико-сатирическая опера в 3 актах.

Ноябрь 1979 года, "Метрополитан опера".

Дирижер: Джеймс Левайн.

Тереза Стратас - Дженни Смит

Ричард Кассили - Джими Махони

Корнел МакНейл - Тринити Мозес

Астрид Верней - Леокадия Бегбик

Пол Плишка - Джо

Рагнар Улльфанг - Фетти "Буккипер"

Краткий сюжет оперы таков: троим заключенным удается бежать от полиции. Они попадают в пустыню, где основывают город Махагонни, главные ценности в котором - деньги и удовольствия - в город зазывают всех, здесь все за пол-цены! Жизнь здесь легка и весела! И в город многие бегут - от проблем и дороговизны остального мира. Единственное, что считается в городе преступлением, - бедность. Отсутствие денег карается смертью, что и происходит с одним из главных героев Джимми, которого приговаривают к смертной казни за то, что он остался без средств к существованию и не может выплатить долг.

Премьера оперы состоялась 9 марта 1930 в Лейпциге. Ранний 1-актный вариант т.н. "Mahagonny Songspiel" (10 номеров позднее вошли в окончательный вариант оперы) был представлен на "Deutsche Kammermusic Festival" (Baden-Baden) 18 июля 1927. Нацисты наложили запрет на исполнение произведения - на несколько десятилетий опера была полузабытой. Настоящая запись является премьерной постановкой оперы в Метрополитан опера.

Cатира Вайля-Брехта написанная в разгар мирового экономического кризиса , по-сути была картиной современного им мира, показанной в гротескной, сатирической манере. Моральный упадок города будто списанного с Старозаветных городов грешников конечно показан не спроста. Никто никому не протянет руки в беде, "Homo Homini Lupus est...".

По ходу представления можно лицезреть множество сарказстических аллюзий, цитат, в которых подчеркивается иронический характер оперы, нигилистическая позиция обитателей города (например после известия о том что в соседнем штате местный шериф разъискивает беглых заключенных (это приводит в замешательство Леокадию Бегбик и разумеется "отцов основателей" Махагонни - мы читаем на экране новую цитату из Библии "ищите и не обрящете". Деньги и положение в обществе теперь будут для беглых уголовников защитой от Закона...).

Джимми Махони единственный из обитателей Махагонни, кто восстает против аморальности города. Разврат, насилие, аморальность, стяжательство и пьянство в определенный момент вызывают в нем протест. "Если Вы видите человека с наличкой, что Вы сделаете? Стукните его по башке, чтоб отнять деньги?! Не делайте этого! Видите хороший дом, так заходите и ложитесь на кровать. А придут хозяева - гоните их в шею!" Однако его успокаивает Дженни - необычная позиция ее приятеля кажется ей странной. Джимми же вещает в духе Иоканнана из "Саломеи" - он призывает людей к морали, совести. "Подумайте о будущем человечества! Грешники, одумайтесь!" (Леокадия Бегбик напротив говорит об удовольствиях, как об законных правах честных граждан города.)

Такой персонаж в городе, где все "ненормальны" выглядит в высшей степени комично и неуместно. Несмотря на симпатию между Дженни и Джимми, оказавшемуся без средств Джимми Дженни резонно объясняет, что каждый тут сам за себя. "Если приготовил постель - должен в нее лечь, и кому какое дело? Дело твое - все зависит от тебя". Это песенка Дженни из 2 акта. Джимми у которого нет денег расплатиться за выпивку, уводят на суд. Т.е. на смерть, все спокойно наблюдают - все правильно, таков ЗАКОН!

В 3 акте Джимми приговаривают к смерти за смертный грех - он растратил всю наличку! Его сразу обвиняют в куче смерных грехов, теперь участь Джимми Махони решена.

Несмотря на райское счастье - жить в Махагонни - многие мечтают о лучшем городе - Benares, однако по иронии Вайля-Брехта, лучший город был разрушен из-за землятрясения...

Приближается момент истины для Джимми - день его экзекуции. Джимми Махони прощается с Дженни. И у равнодушной девушки просыпаются чувства - она плачет и жалеет обреченного на смерть. В последнем слове Джимми произносит приговор для распутного города. Пришедши в Махагонни из Аляски ради утех, Махони зашел в тупик, к моральной деградации. Он единственный, кому хватило мужества и сил признать это. Его последние слова таковы: "...удовольствие ради удовольствия - это не удовольствие, свобода без табу - это несвобода, этот голод и такую жажду не утолить никогда. Дайте мне стакан воды!"

Постановка этой оперы 2010 года в Королевском театре Мадрида http://krasnoe.tv/node/6937

Добавить комментарий (всего 0)