Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+15
+
+

«И что она здесь нашла, Поклонская?»

Опубликовано:  18.10.2017 - 00:24
Классификация:  Россия 

Это сказал с удивлением коллега-журналист, выходя из зала. Действительно, что?

Показывали фильм для журналистов. И перед просмотром каждый должен был подписать обязательство не разглашать сюжет. Собственно, сюжет меня особенно не интересовал. В голодные девяностые я что-то о Кшесинской писала, перечитав кучу литературы и вспомнив, что рассказывали мои дореволюционные родственники. Меня тогда поразило, как все ругмя ругали царя – придворные, генералы, министры, даже родные.

Серовский вердикт был убийственным. Кшесинская? Вполне вписывалась в нравы своего времени. Любила мужчин дома Романовых, не совсем бескорыстно, и пользовалась взаимностью. Была практична, правда, на старости лет вдруг увлеклась рулеткой. Ещё была она в своём деле человеком высокопрофессиональным. Балет – труд тяжёлый, нагрузка как у профессиональных спортсменов. Уйдя со сцены, оказавшись в эмиграции, она почти до гробовой доски работала уже в качестве педагога, содержала пару тунеядцев-великих князей, мужа и сына.

Кинушка оказалась скучной – будто сидишь под развесистой клюквой и листаешь глянцевый журнал. Я до этого фильмов Учителя не видела, а теперь уж точно не буду смотреть. Правда, краем уха слышала, что талантлив, профессионален, наградами отмечен, народный артист и кавалер ордена Почёта. Но нынешним наградам доверять сложно. Нашей вдовствующей почти императрице вон какой орденок подарили – с тремя десятками бриллиантов. Наверно, в память о разносолах, которым в своё время потчевала и протекцию оказывала, муженька поддерживала и вдохновляла, когда великую страну заваливал…

Что же режиссёр так бездарно пять лет жизни на «Матильду» потратил и двадцать пять миллионов баксов извел – может, лучше бы на благотворительность употребил? Не давали покои лавры создателей «Адмирала»? Кстати, покойный Владимир Максимов моему знакомому говорил, что жалеет, что вытащил сопливую историю Колчака и Тимирёвой на свет божий – репутация у героя романа слишком скверная.

Учителю можно в некоторой мере только посочувствовать. Ведь нужно было и на ёлку залезть и рыбку съесть – субсидию получить и кое-какие сборы от проката, последнего царя в свете новых веяний показать, премьеру к 100-летию самого крупного события двадцатого века подгадать, глупого обывателя заинтересовать и разжалобить, власти, обожающей ложь и пошлятину, угодить, и при этом позиционировать себя художником.

Недаром долго в сценариях копался и актёров подбирал.

Пеняют ему, что немцев много: так при дворе, в царской родне, в банках, в армии их и было полным-полно. А сами господа Романовы, если посмотреть генеалогию, кем были? Так что всё в порядке с типажами. Захотелось, правда, Николая, человека довольно субтильного, бывшего немногим выше хрупкой Матильды, эдаким мачо показать – пожалуйста: Свен мужик представительный. Любители порнушки, прорекламированной странной девушкой Поклонской (злые языки не устают вопрошать: уж не в сговоре ли она с режиссёром, помогает чёрным пиаром?), будут разочарованы. По нынешним временам фильм прямо-таки целомудренный. Матильда и на роскошном ложе всё же наполовину прикрытая горностаевым одеялом, очень мила. Это эротика. Николай в подштанниках тоже не выглядит вульгарно.

Если госпожу экс-прокурора смущает недостаточная нравственность Ники, то в кино он – просто ангел. Семейство-то какое, откуда пример брать? Оставим век восемнадцатый, возьмём только девятнадцатый. По отцовской линии дедушка и прадедушка – великие ходоки за юбками. Дедушка по материнской линии по молодости дошалился до дурной болезни, и по этой причине любимая сестра матери – английская королева – страдала врождённой глухотой. Её супруг, только к пенсионному возрасту дождавшийся английского престола, долгие годы ожидания этого, чтоб не скучать, проводил с дамами парижского полусвета и в тамошних борделях. Он даже отличился, сконструировав некий предмет мебели для знаменитого заведения.

Папашу Ники, субъекта весьма среднего, с тяжёлым характером, позиционируют как человека добродетельного. Ему, действительно, никто кроме жены и бутылки был не нужен. Придворные за глаза называли его «дворником».

Всё остальное тоже, как в таких фильмах полагается: музейные интерьеры, массовки с роскошными мундирами сановников и туалетами дам; трогательно катящая бархатное кресло мужа Дагмара, она же Мария Фёдоровна. ( После смерти пьяницы-мужа она быстро утешилась с давно милым её сердцу человеком) Чистенькие ухоженные толпы спешат за царскими подарками. Есть и балет, и спиритический сеанс (ну как же по нынешним времена без мистики), и роскошный фейерверк… В общем, собрано всё, что можно, кроме настоящей правды искусства и истории. Смотреть это – как историю изучать по творениям Акунина.

Журналисты – народ вежливый. Похлопали, но вяло. На пресс-конференции больше интересовались скандалом, а не достоинствами шедевра. Всё же неглупый, видимо, человек, Учитель: второй серии «Матильы» не обещал…

А я подумала, что сейчас по времени, по мощи, пора показывать климовскую «Агонию» и большими тиражами печатать «У последней черты» Пикуля.

Нина Нечаева

Добавить комментарий (всего 0)