комментариев:
|
Мусоргский - "Борис Годунов", 1978 год, Большой Театр.Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:
23.07.2012 - 00:13
Классификация:
Музыка
Модест Мусоргский - "Борис Годунов". Большой Театр - 1978 год. Борис Годунов: Евгений Нестеренко Марина Мнишек: Ирина Архипова Самозванец: В.Пьявко Пимен: В.Ярославцев Варлаам: А.Эйзен Дирижер: Б.Хайкин Пролог Картина 1 Народ толпится у высоких стен Новодевичьего монастыря в Москве. Здесь затворился боярин Борис Годунов после смерти царя Федора, не оставившего наследника. Избрание Бориса на царство предрешено, но он медлит с согласием, чтобы отвести от себя подозрения в захвате власти. По приказу пристава народ упрашивает Годунова принять избрание на царство: "На кого ты нас покидаешь, Отец наш! На кого ты нас оставляешь, Родимый!" Но думный дьяк Щелкалов возвещает, что боярин неумолим. Картина 2 Площадь перед Успенским собором в Кремле. Величавый перезвон колоколов - Борис дал согласие и венчается на царство. Но нерадостен Борис, он в тревоге: "Скорбит душа, Какой-то страх невольный Зловещим предчувствием Сковал мне сердце…" А в Кремле величаво гудят колокола, и гремит "слава!" Борису Годунову. Действие I Картина 1 Глубокая ночь. Тихая келья в Чудовом монастыре. При свете лампады умудренный жизнью монах Пимен пишет правдивую летопись государства Российского. Пимен раскрывает в своей летописи тайну убийства Борисом Годуновым царевича Димитрия, стоявшего на его пути к трону. Просыпается Григорий, молодой инок, живущий в одной келье с Пименом. Он слышит рассказ старца, и буря страстей, тщеславных желаний врывается в тишину ночи. У Григория зарождается мысль назваться царевичем и начать борьбу против Бориса за престол: "Борис! Борис! Все пред тобой трепещет, Никто не смеет и напомнитьО жребии несчастного младенца… А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет. И не уйдешь ты от суда людского, Как не уйдешь от Божьего суда!" Картина 2 Корчма на литовской границе. Сюда, к веселой разбитной хозяйке, забрели трое бродяг - беглых монахов: Валаам, Мисаил и Григорий. Варлаам, пьяница и чревоугодник, поет песню о взятии Казани. Григорий расспрашивает хозяйку, как пробраться в Литву. В корчму входит пристав, ищущий по царскому указу беглого монаха - Григория Отрепьева. Григорий после неудачной попытки отвести от себя подозрения, среди общей сумятицы прыгает в окно и скрывается. Действие II Картина 3 Царский терем в Кремле. Царевич Федор рассматривает "Книгу большого чертежа" - первую карту России. Дочь Бориса Ксения тоскует над портретом умершего жениха - датского королевича. Стремясь развеселить ее, старая мамка рассказывает смешную присказку. Входит Борис, ласково беседует с детьми, любуется сыном, изучающим книжную премудрость. Но тоска преследует его и здесь, в кругу семьи. Страшный голод посетил Русь. "Словно дикий зверь, бродит люд зачумленный", виною всех бед народ называет царя - "на площадях клянут имя Бориса". Из самой глубины сердца вырываются, как стон, признанья царя: "Окрест лишь тьма и мрак непроглядный, Хотя мелькнул бы луч отрады!.. Какой-то трепет тайный, Все ждешь чего-то!.." Приходит боярин Шуйский, лукавый царедворец, глава крамольных бояр. Он приносит страшную весть: в Литве появился самозванец, присвоивший имя царевича Димитрия. Король, паны и римский папа - за него. Борис заклинает Шуйского сказать правду: подлинно ли ребенок, погибший в городе Угличе, был царевич Димитрий. Шуйский, наслаждаясь мукой царя, описывает глубокую страшную рану на шее царевича, предсмертную улыбку на его устах… "Казалось, в своей он колыбельке Спокойно спит…" Шуйский удаляется. Борису мерещится призрак убитого Димитрия. Действие III Картина 4 Бал в саду Сандомирского воеводы Мнишека. Польские паны готовятся к походу на Москву. Они хотят посадить на московский престол своего ставленника - объявившегося в Польше самозванца. За чудом спасшегося царевича Димитрия выдает себя беглый инок Чудова монастыря Григорий. Панам поможет честолюбивая дочь воеводы - красавица Марина, мечтающая стать женой будущего властителя России. Наступает долгожданная встреча влюбившегося в Марину самозванца и польской красавицы. Однако сухая, расчетливая речь Марины, ее ничем не прикрытое стремление к царской власти на минуту отталкивают самозванца. Поняв это, Марина покоряет его притворными уверениями в нежной любви. Иезуит Рангони торжествует. Картина 5 Раннее зимнее утро. Площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Толпа голодного люда толкует о победах самозванца над войсками Бориса. Прибегает юродивый. Мальчишки окружают его и отнимают копеечку. Из собора выходит царь. "Хлеба, хлеба! Дай голодным хлеба, хлеба! Хлеба подай нам, батюшка, Христа ради!" - кричит народ. Обиженный мальчишками юродивый обращается к царю: "Вели-ка зарезать, как ты зарезал маленького царевича". Борис не дает боярам схватить юродивого: "Не троньте! Молись за меня, блаженный…" Но юродивый отвечает: "Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода: Богородица не велит…" Действие IV Картина 6 Лесная прогалина под Кромами. Ночь. Восставшие крестьяне приводят захваченного кромского воеводу. Народ насмешливо "величает" царского слугу-боярина, припоминая ему все свои обиды: "Честь по чести ты нас поваживал, В бурю-непогодь, да в бездорожье На ребятках наших покатывал, Тонкой плеткой постегивал…" Приход монахов Варлаама и Мисаила, обличающих Бориса, еще больше разжигает народный гнев. Широко и грозно звучит песня восставшего народа: "Расходилась, разгулялась удаль молодецкая, Пышет полымем кровь казацкая! Поднималась со дна сила пододонная…" Появляются посланцы самозванца - патеры-иезуиты. Но появление чужеземцев вызывает возмущение народа. Крестьяне тащат иезуитов в лес, на осину. На поляну выезжает окруженный войском, шляхтичами и иезуитами самозванец. Он освобождает кромского боярина. Обещаниями милостей и защиты самозванец склоняет взбунтовавшихся крестьян к походу на Москву. Небо освещает зарево пожара. Зловещи и тревожны удары набатного колокола. Испуганно озираясь, появляется юродивый. Тоской и болью звучат его вещие слова о новых бедах, ожидающих русский народ: "Лейтесь, лейтесь, слезы горькие, Плачь, плачь, душа православная! Скоро враг придет и настанет тьма, Темень-темная, непроглядная…" Картина 7 Грановитая палата в Кремле. Идет заседание Боярской думы, обсуждающей, какой казни подвергнуть самозванца, когда он будет схвачен. Появляется Шуйский. Он рассказывает, как царь Борис в своем тереме отгонял от себя видение убитого царевича Димитрия. С криком "Чур, чур, чур, дитя!" вбегает сам Борис. Увидев бояр, он овладевает собою и обращается к ним с просьбой о совете и помощи. На это Шуйский предлагает царю выслушать старца, пришедшего поведать великую тайну. Борис соглашается. Вводят Пимена. Сказание о чудесном исцелении больного, произошедшем на могиле царевича Димитрия в Угличе, переполняет меру страданий Бориса. Он падает без чувств. Придя ненадолго в себя, умирающий Борис завещает сыну беречь царство: "Не вверяйся наветам бояр крамольных, Зорко следи за их сношеньями тайными с Литвою, Измену карай без пощады, без милости карай, Строго вникай в суд народный - суд нелицемерный…" Под звон погребального колокола, под пение монашеского хора царь умирает. Потрясенный царевич Федор, простившись с отцом, поднимается с колен… И тотчас Шуйский, незаметно выйдя вперед, преграждает ему дорогу к трону.
Добавить комментарий
(всего 5)
Спасибо за редкую возможность послушать оперу, да еще такую. Звук, конечно, не шибко хорош, но приходится принимать, что есть - надо или быть в Большом театре(это лучше всего, но недоступно:), или слушать запись, а по трансляции лучше и не будет. Фане, можем Вам переслать с более хорошим качеством в формате avi., также как и другие версии этой оперы. Чуть попозже зальём еще другие версии этой оперы - отличный фильм-оперу 1956 года и довольно неоднозначную, "осовремененную", но очень интересную постановку в Германии (с российскими в основном артистами) конца 90-х. Там портретры разных российских правителей висят с Ельциным на самом видном месте и российская власть совсем жуткой и неприглядной изображена и некоторые российские любители оперы увидели в такой трактовке оперы со стороны немцев укоренённое предубеждение против русских. Но ознакомится с этой постановкой я думаю очень интересно. Была вот еще одна постановка в России, также "осовремененная" и там также российские власти показаны совершенно безобразными, но там власти изображены явно похожими на бандитов 90-х, на "новых русских", вот найти бы видео этой постановки, но пока не слышал, чтобы где-то видеозапись была... Дорогой Станислав! Спасибо за предложение, но я не являюсь особенным любителем оперы. Я художник, очень люблю искусство(любое), вижу в различных видах и жанрах искусства много общего, и общение с настоящей музыкой помогает мне в моей работе. А что касается музыкальных сценических произведений, то мне больше нравится классическая оперетта, она имеет свободный доступ к моей душе, и получаю от нее настоящую радость за ее оптимизм, и еще наверно потому, что она как раз по моему нраву. Еще раз спасибо за внимательное отношение к моему комментарию, и всего доброго. А за качество извиняемся. Перекодировано не лучшим образом. Слишком уменьшен размер файла. В дальнейшем классическую музыку надо стараться с лучшим качеством размещать. Такие крупные произведения в двух частях надо. Уважаемый Автор! Помогите найти видеозапись каватины царя Берендея из оперы «Снегурочка» в исполнении Дениса Королёва. Это была видеозапись оперы Большого театра 1978 года - дир. А. Н. Лазарев,реж. Б. А. Равенских. В восьмидесятые годы каватину царя Берендея в исполнении Д.Королёва часто показывали по учебному каналу ЦТ.
Добавить комментарий
(всего 5)
|