комментариев:
|
Страсти по «Острову»
Опубликовано:
07.05.2012 - 12:24
Классификация:
Религия и общество
Дмитрий Якушев Уставшая от сериалов и блокбастеров высококультурная общественность, как утопающий за соломинку, схватилась за фильм Павла Лунгина «Остров». Восторженные комментарии сводятся примерно к следующему: «вот оно, настоящее кино, воспитывающее своего зрителя, дающее ему высокий моральный образец». Для тех, кто фильма не видел, перескажем кратко его содержание. В 1942 году где-то на севере фашисты захватывают советскую баржу с углем. На барже два человека - матрос и капитан. И вот молодой матрос, чтобы спасти свою жизнь, соглашается расстрелять капитана, после чего коварные фашисты оставляют матроса на заминированной барже. Происходит страшный взрыв, но матрос остается жив, и его выносит на остров, где его подбирают монахи расположенного там монастыря. Дальше действие переносится в 76 год. Все эти годы матрос активно каялся, вымаливал у бога прощение, жил в монастырской котельной, где спал прямо на куче угля, тачку с которым он возит на протяжении всего фильма. От такой праведной жизни у него открываются чудесные способности целителя, и он становится известным старцем, к которому со всех концов едут люди за помощью. И вот однажды к нему приезжает адмирал исцелить сумасшедшую дочь. Адмирал оказывается тем самым капитаном с баржи. Вышло так, что тогда, в 42-ом он был только ранен и тоже выжил. Старец изгоняет беса из адмиральской дочки. Между ним и адмиралом происходит откровенный разговор. Адмирал говорит, что давно простил молодого матроса. В конце фильма прощеный старец с легкой душой ложится в гроб и спокойно умирает. Такие вот кипят страсти. Добропорядочные граждане умиляются и роняют слезу, а после просмотра выходят внутренне очищенные и буквально светящиеся благодатью, готовые прощать и целовать врагов своих. Того и гляди, запоют «аллилуйя». Остается только, чтобы всё население страны, включая высших бюрократов и олигархов, в воспитательных целях посмотрело это кино. Тогда заживем мы все по другому, ибо люди увидят, как нужно себя вести и настанет всеобщая благодать. Представляете, приезжает Путин в колонию к Ходорковскому, обнимает того и говорит: «Прости, не прав я был к тебе, выходи на волю и нефть свою обратно забирай». А тот ему: «И ты прости, злоумышлял я против тебя недоброе. А нефть мне больше не нужна. Давай ее вернем народу». Расчувствовавшийся и излишне впечатлительный человек может нафантазировать после просмотра «Острова» и не такое. Молитесь люди, обнимайтесь, прощайте друг друга, и все у вас будет хорошо. Главное, молитесь искренне, и любое преступление вам простится – такова нехитрая мораль фильма. Как тут не вспомнить классическое: «Религия – опиум для народа». Мы живем в мире, где все богатства принадлежат кучке богачей, а миллиарды людей находятся в нищете или у самой ее грани. Экономика, основанная на частной собственности, работает на прибыль, на мамону, порождая борьбу всех со всеми, войны, кризисы, безработицу, духовную и физическую деградацию человека и по самой своей природе не может быть другой. А значит, любое голое морализаторство, любые попытки перевоспитать мир, не изменив его материальную основу, являются обманом, тем самым опиумом. Обманом, причем довольно примитивным, является и фильм «Остров». Это не трудно понять, внимательнее посмотрев на главного героя, сыгранного бывшим музыкантом и, похоже, психически не вполне нормальным человеком Петром Мамоновым. Итак, кто же он – человек, предлагаемый нам в качестве морального образца? Ясно, что он не только убийца, но еще предатель и дезертир. На дворе, напомню, только 42-й год. Еще воевать и воевать. Если человек чувствует раскаяние, то почему бы ему не пойти и не сдаться властям, почему бы не попроситься в штрафбат, где можно кровью смыть грехи, и потом честно смотреть в глаза людям, если останешься живой. Но моральный образец, так растрогавший духовностью высококультурную общественность, собственной шкурой рисковать не хочет, предпочитая тридцать лет в безопасности молиться и возить тачку с углем. Если бы в 70-х годах органы безопасности раскрыли историю «святого старца», то в газетах написали бы примерно следующее: «тридцать лет под видом монаха скрывался предатель и военный преступник, расстрелявший по приказу фашистов своего товарища, но ему не удалось уйти от заслуженной кары советского народа». И это был бы не только официальный вердикт. Предателем и преступником он совершенно заслуженно и являлся бы в глазах советских людей. Герой Мамонова почему-то чувствует вину только перед расстрелянным капитаном баржи, но совершенно не чувствует никакой вины перед народом и Родиной, которые он предал. А ведь в действительности он виноват не только перед расстрелянным товарищем, но и перед всеми, кто воевал, работал в тылу, восстанавливал страну после разрухи. Социалистический общественный строй обеспечил потрясающее народное единство. Никто не шиковал в тылу, и не зарабатывал на войне миллионы, каждый нес свою долю. В условиях такого единения – дезертир и предатель виноват перед всеми. Все сражались, а он уклонился. Кстати, очевидно этой особенности социалистической системы не понимают создатели фильма, которые свое, воспитанное капитализмом отношение к войне и Родине, как бы само собой переносят в советское время. Например, американский солдат в Ираке, ради спасения жизни расстрелявший товарища, может не чувствовать вины перед страной, пославшей его на войну. Ведь пока он воюет, громадное количество его соотечественников жируют, кое-кто прямо делает деньги на войне, а он вынужден брать в руки автомат только потому, что родился в бедной семье, и у него не было других шансов чего-нибудь добиться в жизни. Он, живущий в обществе, где каждый сам за себя, имеет право сказать «пошли вы к черту» и спасать свою жизнь. Но, автоматически перенося подобный чисто буржуазный тип сознания на советских людей, создатели фильма занимаются еще и клеветой на нашу историю. Не надо мазать СССР присущей именно капитализму грязью. История знает много настоящих примеров проявления высоты и силы человеческого духа. Массовый героизм советского народа в годы войны – не пустая выдумка, а реальный факт. Но настоящие герои опасны для нынешних хозяев жизни, поэтому нам и подсовывают моральных уродов, желая, чтобы мы прыгали от восторга. Давайте не будем этого делать.
Добавить комментарий
(всего 10)
Хоть статья и 2006года, но вопросы, которые в ней рассматриваются актуальны всегда. С мнением автора согласен. Спасибо. В первые годы войны, когда фашистские войска преобладали с захваченной территорией, там где у власти находились германские офицеры, в массовом порядке открывались храмы, немецкими военными назначались служители церкви, всеми силами поощрялось возрождение религии на территории СССР. При том немцы во многих населенных пунктах занимали под свои штабы школьные учреждения, больницы, ввели 4-х годичное среднее образование. Ставки фашистов были не на развитии науки, промышленности, социального быта, а на создании условий, в которых можно было взростить для себя рабов, малограмотных исполнителей желаний арийской расы. В принципе, очень похожая ситуация обстоит и сегодня с введением в школу ОПК, клерикализацией страны, массовым ограничением образования, введением альтернативной (народной) медицины, перекрытием финансирования науки и многим другим. Вы правы. На самом деле мы давно реализуем то что задумывал Гитлер и Ко. Из записок Гимлера о обращении с местным населением восточных областей (включая окупированные территории СССР) от 1942-1943 годов: "С точки зрения шефа (имеется ввиду Гитлер), было бы разумнее установить в каждой деревне громкоговоритель, чтобы таким путем информировать людей о новостях и дать им пищу для разговоров; это лучше, чем допустить их к самостоятельному изучению политичеких, научных и т.п. сведений. И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и еще раз музыку! Ибо веселая музыка способствует прилежной работе. А если люди смогут побольше плясать, то и это, по мнению шефа , должно, как правило, приветствоваться." "При обращении с местным населением восточных областей мы должны исходить из того, что нам придётся признать по возможности больше отдельнгых народностей и установить своё отношение к ним, т.е. наряду с поляками и евреями мы должны подумать об украинцах, белорусах, а также о других народностях, с которыми нам, возможно, придётся иметь дело. Этим я хочу сказать, что мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а наоборот - дробить их на возможно более мелкие ветви и группы. Что же касается отдельных народностей, мы не намерены стремиться к их сплочению и увеличению, тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры. Напротив, мы заинтересованы в раздроблении их на многочисленные мелкие группы..." "Принципиальным вопросом в решении всех этих проблем является вопрос о системе образования и тем самым - об отборе и фильтровании молодёжи. Для ненемецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырёхклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должны быть только: простой счёт, самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать я считаю ненужным. Кроме школы этого типа, в восточных областях не должно быть больше вообще никаких школ. Родители, желающие дать своим детям хорошее образование в народной, а затем в высшей школе, должны ходатайствовать об этом перед высшими органами войск СС и полиции. Ходатайство будет рассматриваться, прежде всего, в зависимости от того, безупречен ли ребёнок в расовом отношении и отвечает ли он нашим требованиям. Если мы признаем ребёнка годным по расовым признакам, его родителям сообщат, что он допущен для обучения в Германии и будет жить там ддлительное время..." А статья хорошая. Когда смотрел фильм, кроме факта предательства почувствовал что "что-то не так", но тогда ещё - точно не мог объяснить что. Теперь вспомнив фильм благодаря этой статье - могу. А статья хорошая. Когда смотрел фильм, кроме факта предательства почувствовал что "что-то не так", но тогда ещё - точно не мог объяснить что. Теперь вспомнив фильм благодаря этой статье - могу. 100% согласен! Когда смотрел этот фильм, мне было 16 лет, тоже почувствовал что-то странное, и только сейчас всё это смог для себя объяснить! Фильм о морально сломленном человеке. У которого не осталось ни идей не желаний, только вина и надежда на чудо. Единственное в фильме не дана оценка действиям главного героя но снимали его такие же внутренне сломленные также как и герой фильма они просто не видят альтернативы в жизни. Статья просто морально уродлива, впрочем, как и ее автор, который мало того что высосал из пальца текст из серии лишь бы написать, так еще берется судить о вещах в полном абсолюте неподвластных пониманию умом (если он вообще есть) автора. Как восполняя пробел этот, автор приплел псевдосоветские ценности о якобы массовом подвиги народа, массовом героизме, массовых массах... Все массовое и массы. А морали и элементарных чувств так и не хватило обратить внимание на главное, что хотел показать Лунгин в своем "Острове".. Вот оно истинное словоблудие,подмена понятий. Видимо по другому ,да ещё и с призывами,о себе "писака"заявить не может. ЕСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ духовные ценности(хотя по автору и"ДУХОВНОСТЬ"-мракобесие).Брр.. Ценность этого фильма - он заставляет ДУМАТЬ. Задать себе вопрос "А я кто?",как бы я поступил .." Здесь нет героев-фильма. Когда этот фильм только вышел на экран, и был только представлен в Доме Кино,мои молодые сотрудники ребята-программисты с большим уважением о нём отзывались,посоветовав обязательно посмотреть. Это был первый фильм в те годы,который обращался к духовности, к отвественности за свои поступки.И был принят молодым поколением.Поколением которых"воспитывал"кинематограф порнухой и ужастиками,и таких фильмов ранее не смотревших.Это был фильм-потрясение. У автора есть современные альтернативы?
Добавить комментарий
(всего 10)
|