комментариев:
|
Бенуа Кеннеди (Франция) "Экономика Северной Кореи в 2012 году: рождение нового "азиатского тигра"?" (Введение)
Опубликовано:
08.04.2013 - 16:54
Корреспондент:
Ирина Маленко
Введение Среди исследований, посвященных Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР, Северная Корея), экономические вопросы вызывают намного меньший интерес, чем политические и стратегические – разве что за исключением рассуждений, часто слабо подкрепленных, пытающихся установить связь между северокорейскими позициями на международной сцене и экономической ситуацией в стране, реальной или предполагаемой. Если бы даже она была надлежащим основанием для объяснения северокорейской политики, такую взаимосвязь было бы сложно установить: как пример, два проведенных межкорейских саммита на высшем уровне: первый - в июне 2000 года, в контексте возобновления экономического роста в КНДР после «Трудного похода» 90-ых, и второй - в октябре 2007 года, на фоне последствий наводнений летом 2007 года. Одного этого примера достаточно, чтобы рассматривать северокорейскую экономику в качестве полноценной отдельной темы, как мы решили сделать в данной работе. Приоритет экономики в контексте интернационализации хозяйственной деятельности на сегодняшний день в Корейской Народно-Демократической Республике На этом фоне приоритет, который был дан в настоящее время экономике и поднятию уровня жизни, является одним из главных направлений Трудовой партии Кореи, заявленный, в частности, в передовицах от 1 января, опубликованных в ведущих заголовках северокорейской прессы последних лет. Усиление экономики предстало как отдельная полноценная составляющая часть задачи, ясно обозначенной выражением построить «мощную и процветающую страну» к 15 апреля 2012 года, столетней годовщине рождения президента Ким Ир Сена, основателя Корейской Народно-Демократической Республики 9 сентября 1948 года. В равной мере отмеченный обновлением руководящей команды, наряду с ростом популярности более молодых кадров во время конференции Трудовой партии Кореи (ТПК), собранной в Пхеньяне в сентябре 2010 , и затем важной ролью, сыгранной генералом Ким Чен Ыном, вице-председателем центральной военной комиссии Трудовой партии Кореи, верховным главнокомандующим вооруженных сил, после смерти председателя Ким Чен Ира 17 декабря 2011 года, актуальный контекст происходящего в КНДР, таким образом, неизбежно влечет за собой тем большую необходимость понимания экономических задач, чем видимее изменения, с точки зрения цели на 2012 год. Отныне многочисленные сигналы адресуются потенциальным иностранным инвесторам, которые приглашаются, чтобы открыть для себя страну, в частности, во время международных торговых ярмарок в Пхеньяне, которые с определенного времени происходят теперь каждые два года, весной и осенью. Ко вниманию последних КНДР предлагает свои экономические преимущества: · дисциплинированные трудовые ресурсы, менее дорогие, чем в других развивающихся странах, к тому же, еще и с хорошим образованием: 99% населения владеет грамотой; для завершения уже требуемого в КНДР высшего образования (доказательством служит то, что страна на протяжении нескольких лет регулярно занимает восемь первых мест в мире на международных олимпиадах по математике) , стимулирование получения высшего образования большей или меньшей продолжительности не только в Китае, но также в Европе и других развивающихся странах ; · богатые природные ресурсы, даже с учетом того, что очень даже возможные запасы нефти в прибрежных районах в настоящий момент не разрабатываются. Это поощрение иностранных инвестиций контрастирует с клише государства-отшельника (каким, впрочем, уже был образ корейского королевства Чосон более века тому назад), результат, вероятно, неверного толкования идей чучхе, являющихся основой политической, экономической и социальной системы КНДР. В международном отношении идеи чучхе действительно направлены на политическую, экономическую и военную независимость без иностранного влияния, не на автаркию. Со времени своего основания в 1948 году Корейская Народно-Демократическая Республика имела многочисленные особо близкие связи с СССР и народными демократиями, но при этом отказываясь от интеграции в политические, экономические или военные альянсы, могущие показаться подчиненными Советскому Союзу или любой другой государственной власти: в частности, КНДР не стала членом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Методологические препятствия и аналитическое поле северокорейской экономики Если идея изоляции КНДР не кажется нам обоснованной, в изучении северокорейской экономики все же возникают некоторые препятствия: · недостаток официальных северокорейских статистических данных в области экономики и, в более общем смысле, экономических учений КНДР, основанных на данных после 1 июля 2002 года, поскольку эти вопросы рассматриваются северокорейскими властями как имеющие в высшей степени политический характер; чтобы восполнить эти пробелы, нам нужно было прибегнуть к работам, опубликованным, в частности, в Южной Корее и США, странах, насчитывающих наибольшее количество специалистов из Северной Кореи за пределами КНДР, но упомянутые работы не лишены предвзятого отношения; действительно, в еще большей степени, чем в других областях, относящихся к Северной Корее, западные статистические данные по внутренней экономике КНДР основываются, главным образом, на сомнительном сопоставлении наблюдений, полученных на месте от старожилов или посетителей страны либо в рамках разведывательных мероприятий. · некоторые ограничения, присущие другим, не-северокорейским, прямым источникам: так, большинство иностранных представительств в Пхеньяне оставляют без внимания вопросы внешней торговли, между тем как многие иностранные инвесторы представлены в секторах упомянутой ниши и, как правило, не желают делиться информацией (ни интересными рынками), к которым имеют доступ; · взаимопроникновение экономических и политических вопросов, например, интерпретация экономических мер 1 июля 2002 года или международные санкции, которые, с точки зрения держав, которые их установили и проводят в жизнь, обусловливают возможности заниматься международной торговлей для того, чтобы предварительно решить такие стратегические или политические вопросы, как северокорейская ядерная энергетика или баллистическая программа КНДР. Вместе с тем, верные базовой идее изучения экономики Северной Кореи как самостоятельного предмета, мы не рассмотрели аналитический метод, основанный, главным образом, на сравнительном подходе, либо в сравнении с Южной Кореей, либо с какой-либо другой азиатской плановой экономикой, как Китай и Вьетнам. Всего лишь в виде исключения сравнения были сделаны с (Южной) Республикой Корея. Действительно, раздельное развитие двух политических, экономических и социальных систем, четко видимое в двух половинах разделенной Кореи на протяжении более шестидесяти лет, делает сравнение между Севером и Югом в наши дни мало уместным, по меньшей мере, в экономическом отношении. Если конкуренция между двумя государствами распространяется, естественно, также и на экономическую сферу, питая долгий конфликт законности, то совместное вступление в Организацию Объединенных Наций в конце холодной войны, а затем и развитие межкорейских связей после 1998 года не делают из сравнения Север-Юг надежнейшего критерия для анализа северокорейской экономики. Задачами, скорее, являются задачи взаимодополняемости двух экономик и взаимовыгода в ожидании растущего сотрудничества, к рассмотрению которого мы приступим в третьей части, посвященной международным экономическим отношениям КНДР, в том числе, с Южной Кореей – понятие «международных» отношений в данном контексте подразумевает принятое согласно международному публичному праву понятие связей между государствами, даже если в отношении Северной и Южной Кореи речь идет о двух частях одной и той же нации. Для изучения экономических мер, внедряемых в КНДР, стремящейся к установлению рыночных элементов, сравнение с Китаем и Вьетнамом, которые начали намного раньше вводить экономические реформы в плановую структуру, может также выступать полезным моментом в сравнении. Но целью данной книги не является толкование северокорейских реформ (квалифицируемые, впрочем, в КНДР не как «реформы», а как экономические «меры») и еще в меньшей мере формулировать гипотезы насчет их развития в будущем. Конечно же, экономические меры в КНДР будут рассмотрены, но в описании исторического курса экономического развития и с точки зрения связей с остальным миром. Сравнения между КНДР и Китаем или Вьетнамом как таковые не рассматриваются. Вопрос военной промышленности был умышленно оставлен за рамками этого исследования, в частности, по причине отсутствия достойных доверия источников. Политика Сонгун, то есть приоритет военной деятельности, выражается в усилении обороноспособности, основанной, в частности, на автономной военной промышленности, установившей торговые схемы с другими развивающимися странами, такими как Иран, Сирия или Мьянма. Как мы увидим в третьей главе данного труда, усиление международных санкций с июня 2009 года практически запретило любую военную торговлю для Корейской Народно-Демократической Республики. Но армия играет экономическую роль, которая превосходит строго военные рамки, в частности, задействуя солдат в общественных работах. Наконец, анализ международной помощи также не рассматривался в подробностях, с одной стороны, потому что сложно оценить экономическое воздействие тех мер, осуществление которых кажется обусловленным международным политическим контекстом , с другой стороны, потому что речь идет об операциях, несомненно, имеющих экономический характер, но, в принципе, конъюнктурных, и не должных как-то сказываться на внутреннем производстве, – даже если в настоящее время упор делается на помощь в развитии проектов более, чем на снабжении товарами, чтобы модернизировать и/или реконструировать экономику. Наконец, в отличие от других стран третьего мира, воздействие ограничено, если не равно нулю, в том, что касается национальных бюджетных ресурсов, учитывая, что Корейская Народно-Демократическая Республика не является членом международных финансовых учреждений, таких как Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный банк. Также отсутствует взаимодействие между ссудами (или международной помощью), которые могли бы быть предоставлены, и проводимой экономической политикой. Метод и источники. План работы Учитывая все эти наблюдения, призывающие быть осторожными в оценке проводимой экономической политики и интерпретации статистических данных, настоящее произведение направлено на то, чтобы заполнить один из главных пробелов западных работ по Северной Корее, особенно среди публикаций на французском языке. Желая всего лишь собрать воедино сведения уже опубликованных трудов по различным вопросам экономики Северной Кореи, эта работа была дополнена наблюдениями, которые мы получили напрямую, за время четырех поездок в Корейскую Народно-Демократическую Республику начиная с 2005 года, так, например, во время четырех неофициальных интервью во Франции с лицами, непосредственно участвующими в экономических связях с КНДР (торговая делегация КНДР во Французской Республике, бизнесмены и руководители предприятий, консультанты и консалтинговые фирмы). Приняли участие в проектах двустороннего сотрудничества (экономического, культурного, лингвистического и гуманитарного) между Францией и Корейской Народно-Демократической Республикой, внутри, в частности, Ассоциации франко-корейской дружбы (АФКД) . Для англоязычных читателей сайт “North Korean Economy Watch” предлагает большое количество регулярно обновляющейся информации по Северной Корее, которая не ограничивается только экономическими вопросами и которую мы также использовали. План работы делится на три части: Первая часть рассматривает экономическое развитие Корейской Народно-Демократической Республики в исторической перспективе, которая позволяет понять, каким образом современное состояние экономики сочетает элементы плановой и рыночной экономик. Вторая часть представляет современную панораму северокорейской экономики, пытаясь оценить уровень производства, а также экономическое и социальное развитие и состояние инфраструктуры, углубляясь в анализ по секторам (сельское хозяйство и рыболовство; горнодобывающая промышленность и энергетика; сфера обслуживания). Третья и последняя часть исследует международные связи, в частности, иностранные инвестиции (в том числе, но не только, в специальных экономических зонах) и внешнюю торговлю. Апрель 2012 г.
Добавить комментарий
(всего 12)
ВВП КНДР вообще неизвестен, хорош сплетни развешивать. Не знаю, откуда эта цифра, но вероятнее всего очередное научное гадание научных "экспертов" из научного отдела научной части ЦРУ. Господа с капитализмом головного мозга, при чем тут рыночный показатель ВВП к социалистической экономике? Давайте тогда и буржуазнцую экономику мерить по коммунистическим показателям: Сколько квартир, продуктов, товаров народного потребления, медицинских и образовательных услуг жители Южной Кореи получили от государства бесплатно?
Добавить комментарий
(всего 12)
|