комментариев:
|
Е.К. Лигачев "Слово о демократии"
Опубликовано:
28.11.2010 - 20:12
Классификация:
Лигачев Е.К.
29 ноября 2010 года исполняется 90 лет мужественному и стойкому человеку, убежденному коммунисту Егору Кузьмичу Лигачеву. Красное ТВ публикует подборку материалов, связанных с деятельностью Егора Кузьмича. Слово о демократии В начале ноября был у нас доверительный разговор с Егором Кузьмичом Лигачёвым. Приближается, мол, большая рубежная дата – ваше 90-летие, Егор Кузьмич, газета рассчитывает на обстоятельную юбилейную беседу… – А нельзя ли обойтись без этого? – был ответ. – Не люблю я юбилейную шумиху, да и обстановка теперешняя совершенно к этому не располагает. Если не возражаете, я лучше напишу деловую статью. О демократии. Больной вопрос для нынешнего времени… Некоторое время спустя в редакцию поступила статья «Слово о демократии». Представляем ее читателям «Советской России».
Демократия – власть народа. Сейчас в обществе ведутся дискуссии о демократии, но при этом многие политики обходят молчанием вопрос о том, что является ее фундаментом. Хотя известно, что от того, какова корневая первооснова демократии, зависят пути ее замещения или совершенствования. Прошлое и настоящее убедительно свидетельствуют о том, что форму демократии, сущность власти определяют тип собственности и в чьих руках она находится. В двадцатом столетии существовало, как и поныне, два разнородных типа собственности на средства производства: частнокапиталистическая и социалистическая, общественная, их разновидности. Соответственно буржуазная и социалистическая демократия. Причем демократия, какой бы формы она ни была, носит классовый характер, т.е. служит интересам господствующих классов. И всякие разговоры о каких-то других формах демократии, скажем, о либеральной, социальной, управляемой, суверенной, – лишь прикрытие той демократии, которая служит крупной буржуазии и высшей госбюрократии. Президент Д.А.Медведев считает, что в настоящее время в России устанавливается демократия для всех, правда, при этом отмечает – она «молодая, незрелая». Что это означает? Это значит, что в современной буржуазной России с глубоким социальным расслоением общества на богатых и миллионы бедных якобы существует демократия, как власть народа, а в Советском Союзе при высокой социальной однородности, при власти рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции не было демократии. В.И.Ленин отмечал, что «Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократичной буржуазной республики». Советы рабочих депутатов были созданы российским пролетариатом в ходе буржуазно-демократической революции в 1905 году и явились прообразом Советской власти, установленной Великой Октябрьской социалистической революцией. Причем советская демократия совершенствовалась, развивалась в сторону реального участия трудящихся в управлении предприятиями, государством. Возьмем избирательную систему, ее демократизацию. В начальный период Советской власти она была с ограничениями выборов. Затем перестроена, осуществлен переход к всеобщим выборам, от не вполне равных (разные нормы выборов для городского и сельского населения) – к равным, от многостепенных выборов – к прямым, открытых – к закрытым, тайному голосованию. К примеру, отдельные категории населения, в частности бывшие белогвардейцы, кулаки, церковнослужители, были лишены избирательного права. Впоследствии такого рода ограничения были сняты. Так, если раньше голосование было открытым, причем по спискам, то затем оно стало тайным и по отдельным кандидатурам. Партийные организации при широких консультациях с Советами, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями тщательно подбирали кандидатов в депутаты. То были достойные люди. Вместе с тем действовало право граждан на отзыв депутатов. Сейчас, чтобы отозвать депутата, особенно «единоросса», а потребность в этом немалая, нужно преодолеть множество преград, что называется легче пролезть через игольное ушко. В советское время преимущественно шла устная агитация среди избирателей, работало множество агитаторов и доверенных лиц кандидатов, проводились массовые встречи граждан с кандидатами. Ни подкупа избирателей, ни приписок при подсчете бюллетеней. Единственно, на что нажимали, так это на явку граждан на избирательный участок в день голосования. Но следует сказать, что у большинства советских граждан сформировалось чувство ответственности за исполнение гражданского долга – прийти к избирательным урнам и проголосовать. В современной России выборы в органы власти сопровождаются административным нажимом, информационным разбоем, немереными денежными мешками и подтасовкой при подсчете результатов голосования. Да и явка избирателей в 2–3 раза ниже, чем в советское время. В 80-е годы в Советском Союзе перешли от выдвижения одного кандидата по избирательному округу к альтернативным выборам, т.е. к выдвижению нескольких кандидатов в депутаты. Правда, при безальтернативных выборах строго соблюдалось, что весьма важно, представительство в Советах всех классов и социальных групп, людей всех национальностей, женщин, молодежи. Сейчас, что называется, днем с огнем не сыщешь в депутатском корпусе рабочих, крестьян, инженерно-технических работников. А ведь это самая производительная сила в государстве, да и по численности населения составляет свыше половины граждан, но вместе с тем и самая бесправная часть общества. Между тем Конституция буржуазной России провозглашает, что источником власти является народ. Сплошная фальшь. При Советской власти почти 60% депутатского корпуса составляли рабочие и крестьяне. Советские граждане имели широкие социально-экономические права: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, жилья, на достойное материальное обеспечение в старости. Советская власть наряду с наделением прав налагала на граждан ответственные обязанности: беречь социалистическую народную собственность, трудиться, соблюдать общественный порядок, защищать социалистическое отечество и другие, в том числе ответственность родителей за то, чтобы их дети имели среднее образование. Как видите, была и «принудиловка». В современной буржуазной России медицинское обслуживание и образование в значительной степени платное, а жилье для большинства граждан просто недоступно, высокоплатное. На среднюю годовую пенсию можно купить лишь три квадратных метра, а в Москве и того меньше – один квадратный метр. В Советском Союзе развитие демократии, экономики и улучшение материальной и духовной жизни человека было взаимосвязано, одно подталкивало другое. Лжедемократы утверждают, что демократия и материальное благополучие людей существуют отдельно. Главное для них в демократии – это свобода человека. Какая же это, господа, свобода, если миллионы граждан не имеют постоянной работы, живут лишь только, чтобы выжить. В Советском Союзе не было безработных, к тому же большая часть людей труда имела работу по душе, интересам. Сейчас люди зачастую готовы идти на любую работу, дабы прокормить семью. Не может быть реальной свободы человека, демократии, если нет материального достатка или движения общества к достижению этой цели. --------------------- Помимо представительной демократии существуют различные формы непосредственной демократии. Общественные организации, референдум, широкое обсуждение проектов важнейших законов, участие трудящихся в управлении предприятиями, организациями. В буржуазной России всенародных обсуждений проектов законов не ведется, трудовые коллективы отстранены от управления предприятиями и страной. В Советском Союзе действовал закон о трудовых коллективах. Кстати говоря, мне довелось принимать участие вместе с другими товарищами в организации обсуждения проекта закона во многих трудовых коллективах. В нем определены права и обязанности, широкие полномочия трудовых коллективов в производственной, общественной и государственной жизни страны и предприятия. Трудовые коллективы согласно закону выдвигали кандидатов в депутаты, народные суды, заслушивали отчеты депутатов, избирали органы самоуправления предприятием: производственные совещания и советы. Администрация предприятия отчитывалась перед трудовыми коллективами, и при этом не нарушалось единоначалие. Руководители партии «Единая Россия» категорически против обсуждения в Госдуме внесенного фракцией КПРФ проекта закона о трудовых коллективах. Вместе с тем «единороссы» выступают за «соци альное партнерство с бизнесом», в том числе с владельцами награбленной народной собственности. Среди «единороссов» немало политических оборотней, которые меняют мировоззрение, как постельное белье. Они вступают в правящую партию, чтобы сохранить или получить высокую должность. «Единороссы» утверждают, что они строят гражданское общество. На самом деле – самый что ни на есть капитализм с эксплуатацией миллионов людей труда, с частной собственностью на основные средства производства, с властью крупной буржуазии, ее верхушки олигархии-плутократии и высшей госбюрократией. А разговоры о строительстве гражданского общества – лишь прикрытие капиталистического строя. ------------------ Следует сказать о позиции церкви. Неотъемлемой чертой социалистической демократии является право исповедовать любую религию или никакой. При этом недопустимо оскорбление убеждений верующих, равно как и осуждение атеистов. Во всех народно-освободительных движениях, в трех русских революциях принимало участие множество верующих, а православное духовенство было по другую сторону баррикад, в лагере самодержавия, освещало кровавый путь интервентов, белых генералов – палачей народа, сотрудничало с гитлеровцами на оккупированной территории. По заявлению патриарха Кирилла, церковь имеет с нынешним «богоугодным» правительством «дружеские отношения». Церковь благословляет антисоветизм, по мнению известного политика Ю.П.Белова, «вбивает антисоветизм, как гвозди в сознание людей». Церковные иерархи решительно настроены против возвращения крупной собственности, являющейся основой демократии, ее истинными хозяевам: государству и трудовым коллективам. Церковь благословляет антисоветизм. В антисоветизме дошли до того, что Великую Отечественную войну советского народа против фашизма назвали «божьей карой за безбожие советских людей», т.е. фактически оправдывают массовые злодеяния фашизма. Церковь призывает верующих к смирению и терпению. «Только прощением и любовью – взывает Патриарх – можно изменить мир» Что означает на самом деле покорность социальному злу, сохранение эксплуататорской сущности власти олигархии и бюрократии. Нынешняя власть стремится, и небезуспешно, при взаимном согласии сделать церковь одной из своих политических и идеологических опор. Доказательством того служит вторжение церковнослужителей в Вооруженные силы страны, введение в школах изучения религиоведения, а в ряде университетов – организация кафедр религии. ----------------- Буржуазная и социалистическая демократия несовместимы. Вот почему не складывается Союзное государство России и Белоруссии. Более того. Его образование не только невозможно, но и весьма опасно. В России господствующая форма собственности – частнокапиталистическая и политическая власть буржуазная, а в Белоруссии соответственно – государственная и народная. При разнотипных системах в общественном и государственном строе может идти речь самое большое лишь об экономическом или политическом Союзе государств. Создание союзного государства на основе буржуазной демократии, капиталистических производственных отношений неизбежно приведет к обнищанию белорусов, поглощению народов Белоруссии, превращению ее в одного из субъектов буржуазной Российской Федерации. Со юзное государство братских советских народов необходимо и возможно на социалистических принципах, тесной связи с борьбой за социализм. Задача наших партий – крепить дружбу братских народов. Содействовать развитию экономических, политических, научных, культурных и гуманитарных связей между предприятиями, организациями, городами и селами, областями, государствами. Ведущей силой в борьбе за социалистическую демократию, власть трудового народа является союз рабочего класса и крестьянства при определяющей роли рабочего класса и под руководством коммунистической партии. Недавно на Пленуме ЦК КПРФ рассматривался вопрос о спасении села от полного разорения и обнищания. Ни в докладе, ни в выступлениях, принятых постановлении и воззвании – ни слова о рабочем классе и его союзе с крестьянством. Это ли не показатель того, что рабочий класс в деятельности партии – слабое звено. Когда я работал секретарем райкома, Новосибирского, Томского обкомов партии, а затем членом Политбюро ЦК КПСС, то у меня, как и у других руководителей, были «своя» рабочая бригада, «свой» завод, в том числе московский «Серп и молот». К тому же до этого сам работал на крупнейшем авиационном заводе страны. Я знал, чем живут рабочие, получал нужную информацию. Может быть, сейчас стоит начать с того, чтобы партийный работник имел «свою» рабочую бригаду, предприятие. Ясно одно, что без поворота партии в сторону рабочего класса и его союза с крестьянством, мы, коммунисты не сможем установить народную власть. Партия не может успешно бороться за утверждение демократических принципов в обществе, если она не укрепляет основы собственной внутрипартийной демократии, не следует строго ленинским нормам организации всей жизнедеятельности партийного товарищества. У нас в КПРФ ныне не все с этим благополучно. Мне уже приходилось говорить об этом и с партийной трибуны, и на этих страницах. Но это особая тема. И она, я верю, будет еще серьезно обдумана и всесторонне обсуждена. ----------------------- Главное, и пусть это звучит, как набат: вернуть крупную собственность, ключевые отрасли экономики – материальную основу социалистической демократии – трудовому народу. КПРФ выступает за развернутую демократию в обществе и внутри партии (с учетом ее условий работы), как важный фактор в решении триединой национальной задачи: восстановление народовластия, возвращение страны на социалистический путь развития, воссоздание Союзного государства братских советских народов. И вслед за этим, как свидетельствует история Советского Союза, последует новый подъем экономики на базе социалистической модернизации, опережающего роста машиностроительного комплекса, а затем и реконструкции всего народного хозяйства с коренным улучшением материальной и духовной жизни людей и расширением реального участия их в управлении страной. Современная буржуазная Россия движется не вперед, а вспять, к «развитому капитализму». Страна, подобно мельнице крылом махая с земли, не может уйти в полет.
Е.К. ЛИГАЧЁВ, смотри также: Статья в Сборнике документов и материалов о погроме Московского горкома КПРФ Статья в «Советской России» 25 ноября 2010 года Письмо Горбачеву (27 марта 1990 года) Письмо Центральному Комитету КПСС (28 мая 1990 года) Фрагмент выступления на XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС (28 июня – 1 июля 1988 года)
Добавить комментарий
(всего 2)
К сожалению мы всё больше принимаем совершенно бредовые буржуазные критерии "демократии". Но позвольте, какое отношение к демократии имеет желание различных Познеров и Парфеновых нести любую чушь по ТВ на деньги медиамагнатов? Какое отношение к демократии имеет возможность раз в 4 года "свободно" выбирать во "власть" тех или иных представителей господствующего класса? Да никакого отношения все это к демократии не имеет! Но вот что действительно имеет отношение к демократии выразил Егор Кузьмич. За что ему огромное спасибо. Увы, мало осталось таких людей в коммунистических партиях, на наших глазах стремительно превращающихся в аморфное "левое движение". Лет через десять какой-нибудь человек спросит: "а чем коммунисты отличаются от либералов" и окажется, что только цветом и отличаются, больше ничем. Здоровья Вам, Егор Кузьмич и долгих лет жизни! Данный материал продублирован на сайте Челябинских коммунистов: http://chel-kprf.ru/novosti/29-noyabrya-2010-goda-ispolnyaetsya-90-let-egoru-kuzmichu-ligachevu.html/comment-page-1#comment-1136 Присоединяемся. Поздравляем с юбилеем!
Добавить комментарий
(всего 2)
|